На первый взгляд может показаться, что итальянский фильм «Циничный, подлый, жестокий» (1977) мало чем отличается от десятка других «полициотеско», как обычно именуют итальянские динамичные криминальные ленты со всякого рода налетчиками и прочими боевиками. Хотя нам ближе термин «еврокрайм», ибо в этих кинокартинах всё-таки преступники важнее полицейских.
Предлагаемый к просмотру фильм снял «многостаночник» Умберто Ленци, который отметился во всех сугубо итальянских поджанрах: от джалло («Семь окровавленных орхидей») до пицца-хоррора («Город зомби»). Конечно же, не обошлось без еврокрайма («Банда горбуна») и спаггети-вестерна («Пистолет для сотни могил»).
Однако именно «Циничный, полый, жестокий» позволяет проследить некоторые «генеалогические линии» итальянских субжанров. Дело в том, что сугубо итальянское кино про мафию, вопреки логике, надо выводить не из «гангстерских фильмов» как частного случая нуара, а из вестерна, что мы показывали на примере ленты «Под небом Сицилии».
В итоге возникновению еврокрайма предшествовал не нео-нуар, а спагетти-вестерны. И «Циничный, подлый, жесткий» - яркое тому подтверждение. Это не перечисление характеристик одного персонажа, а описание трех главных действующих лиц. Очень трудно не провести параллель с легендарной лентой Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой» (1966).
В данном случае сходство не ограничено лишь «титулом». Циничный полицейский, роль которого исполнил Маурицо Мерли - ярко выраженный блондин, что невольно отсылает к образу «хорошего», сыгранного Клинтом Иствудом.
Впрочем, больше всего внимания привлекает фигура бандита по прозвищу «Китаец». Тот совершил побег из тюрьмы и жаждет отомстить комиссару полиции, стараниями которого он оказался за решеткой. Одновременно он входит в дело с представителем «Коза Ностры», который носит подчеркнуто американское имя Ди Маджо (вспоминайте бейсболиста, второго мужа Мэрилин Монро).
Начало противостояния завязалось вовсе не в пользу бывшего комиссара полиции. Впрочем, устранить его помешала нелепая случайность – плохо работавшая электропроводка у него дома. По этой причине подосланные убийцы промахнулись. В итоге Леонардо Танци решает перехватить инициативу, для чего использует старую тактику: разделяй и властвуй.
А если быть предельно точным, то прием, который был описан Дэшшилом Хэмметом в его криминальном романе «Кровавая жатва». Надо посеять раздор между бандами и тогда они, устраняя друг друга, выполнят всю «грязную работу». Опять же грех не вспомнить другой фильм Леоне, а именно, «За пригоршню долларов» (1964). P.S.70-ые годы прозвали в Италии «свинцовыми» от пуль, что было в великом множестве выпущено в то время на улицах.