Найти тему
НУАР-NOIR

Апофеоз «свинцовых семидесятых» с привкусом спагетти

-2

На первый взгляд может показаться, что итальянский фильм «Циничный, подлый, жестокий» (1977) мало чем отличается от десятка других «полициотеско», как обычно именуют итальянские динамичные криминальные ленты со всякого рода налетчиками и прочими боевиками. Хотя нам ближе термин «еврокрайм», ибо в этих кинокартинах всё-таки преступники важнее полицейских.

Предлагаемый к просмотру фильм снял «многостаночник» Умберто Ленци, который отметился во всех сугубо итальянских поджанрах: от джалло («Семь окровавленных орхидей») до пицца-хоррора («Город зомби»). Конечно же, не обошлось без еврокрайма («Банда горбуна») и спаггети-вестерна («Пистолет для сотни могил»).

Однако именно «Циничный, полый, жестокий» позволяет проследить некоторые «генеалогические линии» итальянских субжанров. Дело в том, что сугубо итальянское кино про мафию, вопреки логике, надо выводить не из «гангстерских фильмов» как частного случая нуара, а из вестерна, что мы показывали на примере ленты «Под небом Сицилии».

В итоге возникновению еврокрайма предшествовал не нео-нуар, а спагетти-вестерны. И «Циничный, подлый, жесткий» - яркое тому подтверждение. Это не перечисление характеристик одного персонажа, а описание трех главных действующих лиц. Очень трудно не провести параллель с легендарной лентой Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой» (1966).

В данном случае сходство не ограничено лишь «титулом». Циничный полицейский, роль которого исполнил Маурицо Мерли - ярко выраженный блондин, что невольно отсылает к образу «хорошего», сыгранного Клинтом Иствудом.

Впрочем, больше всего внимания привлекает фигура бандита по прозвищу «Китаец». Тот совершил побег из тюрьмы и жаждет отомстить комиссару полиции, стараниями которого он оказался за решеткой. Одновременно он входит в дело с представителем «Коза Ностры», который носит подчеркнуто американское имя Ди Маджо (вспоминайте бейсболиста, второго мужа Мэрилин Монро).

Кадр из фильма «Циничный, подлый, жестокий» (1977)
Кадр из фильма «Циничный, подлый, жестокий» (1977)

Начало противостояния завязалось вовсе не в пользу бывшего комиссара полиции. Впрочем, устранить его помешала нелепая случайность – плохо работавшая электропроводка у него дома. По этой причине подосланные убийцы промахнулись. В итоге Леонардо Танци решает перехватить инициативу, для чего использует старую тактику: разделяй и властвуй.

Кадр из фильма «Циничный, подлый, жестокий» (1977)
Кадр из фильма «Циничный, подлый, жестокий» (1977)

А если быть предельно точным, то прием, который был описан Дэшшилом Хэмметом в его криминальном романе «Кровавая жатва». Надо посеять раздор между бандами и тогда они, устраняя друг друга, выполнят всю «грязную работу». Опять же грех не вспомнить другой фильм Леоне, а именно, «За пригоршню долларов» (1964). P.S.70-ые годы прозвали в Италии «свинцовыми» от пуль, что было в великом множестве выпущено в то время на улицах.