Довольно частая учительская проблема — дети-выскочки. Есть ещё, конечно, дети, которые спят и вообще ничего не делают. Таких даже больше. Но сегодня о выскочках. сразу поясню. Я категорически против этих терминов вообще: выскочка, слабый / спящий. Я считаю, что у каждого в классе должен быть шанс. И что наличие выскочек или слабых - это лишь недоработка нас, учителей. Здесь и далее эти термины используются, как наиболее употребимым в среде педагогов, так и родителей. Но я против этих стигм.
Хотя к концу статьи вы поймёте, что и «выскочки», и «спящие» нивелируются на уроках одними и теми же подходами. Рекомендую к прочтению как учителям, так и родителям. Родительскому сообществу полезно окунаться иногда в учительскую кухню, чтобы тоже понимать, что в совершенно обычной школе совершенно обычный учитель может организовать урок так, что мозг вашего ребёнка будет постоянно заряжен, и при этом ему это будет нравиться )))
Итак, «выскочки». О, сколько я их видела на открытых уроках или в ходе методического коучинга (это когда ведётся видеозапись урока, а потом мы с учителем разбираем урок посекундно). Сколько я слышала на них жалоб! Мешают, сбивают, вносят хаос, раздражают. А как их не любят остальные ученики и их родители! Вот пример родительской жалобы прямо отсюда, с моего Дзен-канала, орфография и пунктуация сохранены.
«У нас в классе есть девочка, которая любит затыкать учеников, которых спрашивает учитель. Например, урок. Учитель: Ксюша, сколько будет дважды два? Ксюша, как принято, встаёт, думает... и тут с другого места раздаётся: Четыре! А Ксюша, так и не успев что-то сказать, садится на место. Или, например, тупит ученик у доски с примером. Медленно, но думает сам, с помощью учителя. И тут с места раздаётся: Правильный ответ восемь! Девочка учится хорошо, но выскочка. И всех бесит это!»
Почему дети ведут себя так? Почему они «затыкают» других? С тем же успехом можно спросить, почему дети, наоборот, не учатся, спят на уроке? Первое, что приходит в голову, это, конечно, же, потому что они такие... дальше обычно перечисляются негативные характеристики. И это самый простой и самый удобный ответ. Но он справедлив лишь отчасти.
У меня такие дети тоже были. И не только дети. Когда я веду тренинги для взрослых, всегда находится такой «выскочка», «всезнайка». Также как находятся те, кто пришёл отсидеться, особенно если руководство отправило на обучение. Лет 20 назад (тогда я обучала только детей) я тоже видела причину сразу в детях. С годами, погрузившись вдоль и поперёк в разные педагогические технологии и в то, как можно учить иначе, я в первую очередь ищу ответ в себе.
Как я так веду урок (тренинг, семинар), что у меня умудряются проявиться «выскочки» и «спящие»? Я задаю этот вопрос ещё и потому, что сама была такой в детстве. Нет, не спящей. Никогда не была на месте тех, кто «тупит» или спит. Но уверена, что им тоже несладко. Я была «выскочкой». В душе. Потенциальной. Я терпела. Воспитание. Но это было архисложно. Когда ты знаешь ответ раньше других, когда, как сказано выше, «ребёнок тупит» у доски, ты с более быстрым мозгом, дико скучаешь. Отрадой были те редкие моменты, когда задание было на работу в паре, и можно было помочь соседу, поучить, это же счастье для выскочки, а более слабому соседу за счастье, что ему помогают. Вы, кстати, знаете о том, что дети с бОльшим удовольствием получают помощь от одноклассников, чем от учителя? Знаете почему? Им друг другу не так страшно показать свои слабые месте, чем учителю. Бывают, конечно, учителя их категории «друзья детей», которым не стыдно признаться в пробелах, но это редкость.
А можно ли работать с классом иначе? Да! Это не изменит воспитания ребёнка, но учитель может создать такие рабочие условия, чтобы выскочки были заняты делом, а спящие не имели возможности спать.
За двадцать лет я провела огромное количество уроков для детей и тренингов для взрослых. Отсмотрела из роли методического коуча или тренера тренеров ещё больше. В 95 процентах случаев что я вижу? Работает три передних парты. В редких случаях шесть. Рвётся ответить одна-две «выскочки». Большая часть класса в летаргии. Это происходит всегда, когда учитель работает только в двух форматах: фронтальная работа (спрашивает по одному с места или у доски, пока остальные ждут), и индивидуальная работа (каждый в своей тетрадке).
А можно по-другому? Можно. И это другое называется в мировой педагогической практике «кооперативное обучение» (cooperative learning) или более привычно «групповое обучение». Я уже описывала подробно, как это работает, даже выложила здесь на канале шесть готовых техник. А их (на минуточку) сотни! Не буду здесь повторяться. Но приведу ответы на частые вопросы, которые мне задают учителя и родители про кооперативное обучение.
Итак, FAQs про кооперативное обучение:
Подтверждена ли эффективность групповой работы на уроке научно? — Да, на данный момент уже более 1000 исследований, 67 было проведено только в 90-х. Эффективность в плане академических результатов при групповой работе в классе в среднем выше на 30%, чем пр фронтальной.
Вся работа в классе должна превратиться из фронтальной и/или индивидуальной в групповую? — Нет, групповая работа дополняет остальные форматы. Индивидуальная тоже важна. А вот фронтальной должно быть как можно меньше, в ней практически нет смысла. Каждая фронтальная работа — это воровство времени у всех детей, кроме того одного, которого спрашивают в данный момент.
Как часто мне делать групповую работу? — Можно начать хотя бы с одной техники за урок. Когда вы научитесь и привыкните, это станет частью вас, вы поймаете такой кайф, такую отдачу, что уже не сможете без групповых форматов.
Сколько максимум учеников в классе может быть, чтобы групповая работа получилась? – Кайф групповой работы именно в том, что только с ней вы и можете «окучить» большие классы. В классах до 15 человек ещё можно хоть как-то работать фронтально, хотя у тебя все равно всегда 1 работающий и 14 просиживающих штаны. При верно организованной групповой работе 30-40 детей в классе спокойно. Я знаю, что в азиатских странах более большим количеством детей удается управлять через групповую работу. У меня был опыт работы со 100 взрослыми в таком формате. А без групповой работы попробуй! Не получится ничего, кроме лекции.
Как мне делать групповую работу, если я не могу двигать мебель? — Двигать мебель — это идеально, но не обязательно. Даже в Индии в забитых до отказа классах есть школы, всем педагогическим коллективом внедрившие кооперативное обучение.
Как решать проблему шума и балагана? — Во-первых, не любой шум — это плохо, шум может быть рабочим. Во-вторых, можно приучать детей к тихим форматам групповой работы. Есть техника, в которой мы учим детей разным уровням «шума». И они привыкают, реагируют на инструкцию: «Сейчас мне нужна от вас абсолютная тишина, вы работаете самостоятельно», «Сейчас шум для парной работы» и т. д.
Как часто менять группы в классе? — Если вы хотите поставить мебель и раз и навсегда посадить детей в эти группы, то рекомендуется менять базовые группы раз в 6 недель. При этом желательно в течение урока хотя бы однажды перемешивать детей дополнительно.
Что делать, если кто-то не хочет быть в одной группе? — Мы не можем заставить кого-то полюбить другого, но мы можем повысить привлекательность групповой работы. В идеале группы формировать не рандомно, а так, чтобы само формирование групп выполняло учительские задачи.
Что делать с теми, кто не работает и смотрит в окно или отказывается работать? — Это не вопрос групповой работы или негрупповой. Такой ребёнок будет смотреть в окно и при фронтальной, правда? Это уже вопрос мотивации и дисциплины. Если ребёнок отказывается делать то, что я сказала, то он будет отказываться и остальное делать. Для такого ребёнка фронтальная инструкция: «Послушайте и запомните» тоже бесполезна. Давайте будем честны, при фронтальной работе этих детей, отказывающихся работать и смотрящих в окно, как бы... невидно. И создаётся ощущение, что всё хорошо. Они проявятся потом, на контрольной. При этом в групповом формате есть рамка, которую вы можете задать. Например, «Убедитесь, что каждый в вашей группе дал ответ...». Тот же ваш выскочка и будет следить за этим правилом, вот увидите. Да, это не приходит сразу, но постепенно приходит, если мы «кап-кап-кап» капаем на каждом уроке.
Только учитель знает, как правильно, групповое обучение — это когда слепой ведёт слепого, разве нет? — Если в вашем классе слепой ведёт слепого, это не структурированное групповое обучение, это криво организованное групповое обучение, в котором учитель просто выдал инструкцию и ушёл )))
В чём основные преимущества групповой работы? — Во-первых, исследования показывают, как я уже упомянула выше, что эффективность обучения при ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ групповой работе в среднем на 30 процентов выше, чем при фронтальной. Во-вторых, групповая работа делает для учителя ВИДИМЫМ мышление всех детей в классе, а не только тех нескольких счастливчиков, которые удаётся спросить во фронтальном опросе. В-третьих, согласно другим исследованиям, применение групповой работы — это мощная ПРОФИЛАКТИКА ТРАВЛИ. С групповой работой можно не тратить время на дополнительное командообразование во внеурочной деятельности.
Как быть с сильными и слабыми? Сильный будет скучать, слабый выедет за счёт других. — Этот вопрос уже подробно описывала в статье. В двух словах, как раз очень важно в группах объединять детей примерно так: 1 сильного, 2 средних и 1 слабого. Слабому всегда давать последний номер. Сильному первый. Тогда сильный выдаст ответ первым, скорее всего, несколько раз поправит остальных в своей группе, это и есть его бустер для развития, он будет знать еще лучше, ведь самый эффективный способ обучения — обучение других. А слабый выдаст хоть что-то, ведь он несколько раз послушает ответ.
Что делать, если кто-то молчит? — Молчит, значит, не знает. Что бы вы делали, если бы при фронтальной работе или по итогам контрольной выяснили, что ребёнок не знает? Вот и здесь делайте именно это!
У меня очень крутые уроки, дети их обожают, зачем мне групповая работа? — Возможно, вам незачем )))
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, делюсь лайфхаками и историями из жизни.
29 января и 5 февраля приглашаю вас на практический интенсив для осознанных педагогов и родителей «Буллинг и антибуллинг». В первый день будем учиться различать травлю и лечить коллектив, во второй - работать с классом. Узнаем, как выстраивать групповую работу на уроке. Педагоги получат техники групповой работы на уроке, которыми можно сплотить класс, не отходя от темы и ФГОС, значительно повысить эффективность урока, получать отдачу и хорошее настроение. Родители приоткроют завесу того, что должно происходить в стенах школы, чтобы дети шли на уроки с удовольствием.
Интенсив «Буллинг и антибуллинг» в цифрах:
- 1 пошаговый алгоритм лечения травли
- разбор 5 реальных школьных кейсов
- 6 инструментов внеурочного классообразования
- 4 инструмента групповой работы на уроке
- 2 инструмента оценки групповой динамики в классе + 2 в подарок
Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.