Я решил написать о людских заблуждениях, связанных с организаторами походов за деньги. Но когда начал писать, быстро понял, что точно такие же мифы окутывают почти любую предпринимательскую деятельность, а не только коммерческий туризм.
Думаю, что дальнейшее будет полезно прочесть любому человеку, который никогда не занимался никаким бизнесом. Итак, приступим к разбору популярных мифов.
Миф: «Всё, что делает предприниматель – он делает ради денег и это приносит ему прибыль».
Здесь нужно понимать два момента. Во-первых, многие коммерсанты ведут дела по нескольким направлениям. Далеко не все из них могут быть выгодными с финансовой точки зрения. Что-то может реально приносить деньги, а что-то человек делает в своё удовольствие.
Однако обыватели почему-то уверены, что каждый чих и каждый пук бизнесмена происходят не просто так, а только потому что предпринимателю это выгодно. Может, в каком-нибудь идеальном мире это и так, но в реальности далеко не каждое действие приносит деньги.
Причём порой это происходит вовсе не потому что коммерсант добрый человек и делает что-то забесплатно по доброте душевной. Просто бизнесменам свойственно ошибаться. Бывает, возникла у предпринимателя бизнес-идея. Он вложил в неё деньги, всё сделал, а дело не выгорело.
Прибыли не случилось. Но дело-то уже сделано. Получается, что он всё сделал просто так, забесплатно. Этакий добрый человек поневоле. Например, разработал коммерческий турист новый маршрут: деньги на разведку потратил, снаряжение общее купил, составил бизнес-план.
Рассчитал, что для окупаемости маршрута нужно сводить по нему минимум семьдесят человек за сезон. Сводит больше – получит прибыль. Только вот он ошибся с прогнозом спроса. Сводил лишь тридцать туристов, и тех еле набрал.
Не только денег не заработал, но ещё и в пролёте остался. Даже свои вложенные средства вернуть не удалось. Выходит, что он людей за свои деньги сводил, но никто ему за это спасибо не скажет.
Никто не целует его в задницу за то, что он сводил людей в поход по цене ниже себестоимости. Народ думает, что он бизнесмен, а бизнесмен всё делает ради прибыли и гребёт деньги лопатой.
Следующий миф: «Коммерсант зарабатывает кучу денег».
Иногда ещё добавляют, что иначе бы он не занимался коммерцией, а шёл бы на завод. Больше всего такой миф распространён среди работников крупных корпораций. Ведь у них там как.
Начальник участка получает сорок тысяч и ездит на Логане. Начальник управления получает семьдесят тысяч и катается на Мазде. Директор филиала зарабатывает двести тысяч и имеет Мерседес. А собственник корпорации за миллионы гоняет на Бентли или Феррари.
У человека внутри такой системы в голове не укладывается, как можно быть владельцем собственного бизнеса, самым главным в компании, отвечать за всё, но при этом зарабатывать тысяч тридцать в месяц и ездить на Приоре, а то и вовсе ходить без машины.
А вот можно так. Многие предприниматели живут скромно, потому что больших денег их бизнес не приносит. Иногда и за еду работают, когда прибыли нет. Коммерческие туристы, бывает, вообще, зимой в другом месте вкалывают, потому что не сезон, а семью кормить надо.
Миф: «Бизнесмен – сам себе начальник».
Это теоретически так. В теории никто не указывает коммерческому туристу, куда ему вести туристов. Куда захочет – туда и поведёт. Ага, сейчас! Захотеть-то он может чего угодно, но вот пойдёт он строго туда, куда захотят пойти его клиенты.
К примеру, коммерсант может анонсировать крутой поход на какой-нибудь очень красивый далёкий хребет, но если большинство людей решат пройти простым маршрутом на популярную скалу рядом со станцией – туда предприниматель туристов и поведёт.
Бизнесмен связан по рукам и ногам требованиями своих клиентов, ситуацией на рынке, правилами государственных регулирующих органов, вопросами рентабельности и так далее. Хотя непосредственного начальника у коммерсанта нет, но от этого не легче.
Миф: «Коммерсант = буржуй».
В том смысле, что вот прямо убеждённый такой буржуй – сторонник рыночной экономики, либерал и антикоммунист. Это тоже далеко не всегда так. Некоторые предприниматели, может, и рады бы на государственных предприятиях работать, но только нет их.
Государство самоустранилось из многих сфер деятельности. Из того же туризма, например. Иногда люди просто вынуждены заниматься коммерцией, потому что иначе никто не будет делать то, что они делают.
Среди предпринимателей немало сторонников социализма. Многие бизнесмены голосуют на выборах за коммунистов. Они в бизнесе не потому что за буржуазию, а потому что мы при капитализме живём и по-другому часто нельзя.