Совершенно случайно, но уж так получилось, что большую часть своей сознательной жизни я был связан с рекламой. С 1994 года я успел поработать и в разработке и в создании и в размещении и в продажах. Аудио, видео, графика, наружка, СМИ, соцсети и организация мероприятий. Можно сказать, что со всех сторон изучил предмет на практике.
Никогда не считал себя маркетологом. Тем более, что слово маркетинг начали активно использовать позже, чем я начал работать в рекламе. Но постоянно, прямо или косвенно, моя рабочая деятельность всегда пересекалась с маркетингом и я могу смело утверждать, что насмотрелся я разного маркетинга и разных маркетологов более чем достаточно.
Насмотрелся и пришел вот к такому печальному выводу. Маркетинг, это не наука, не система и не четкие правила, скорее игра слепого в теннис. Я часто устно упоминаю это сравнение, но пишу впервые. Вот представьте, вы отличный теннисист, но, к сожалению, потерявший зрение. Стоите вы на корте, ракетка у вас есть, играть вы умеете… но не видите куда летит мяч. При этом, ваш тренер не осознает, что у вас пропало зрение. Он требует хорошей игры и изумляется почему вы проигрываете. Примерно в такой ситуации, находятся большинство маркетологов.
Как-то раз один руководитель кампании мне заявил, что маркетолог обязан суметь придумать красивую упаковку и втюхать покупателю, даже говно. Я ответил, что до тех пор пока его компания будет производить говно, ему не помогут никакие маркетологи. И ведь такое мнение широко распространено. Маркетологи не привлекаются к разработке товара, их мнение не учитывается при внедрении нового продукта, а потом: "На сто тыщ и это вот, мы тут сделали, продавай!"
Наверняка, есть приличные компании, где все по другому, но у них и все остальные процессы проходят иначе, а основная масса такая вот… печальная. Есть и крутые маркетологи. Они проводят семинары, им принято смотреть в рот и ловить каждое их слово о модных трендах, но чаще всего это удачливые люди, попавшие в нужное время в нужное место. Ну, совпало так в жизни. Правильный работодатель, выделил правильный бюджет, в удачное время и выстрелило. Сменив место работы, повторить успех маркетолог уже не способен, вот и идет в коучи, рассказывает всем про удачные кейсы.
И я рад бы ошибаться, было бы здорово иметь уверенность, что замена одного маркетолога на другого принесет видимый результат, но пока, увы, меняются люди, подходы, инструменты, но последние яркие прорывы я наблюдал только в далеком 96 году. Когда еще маркетологов, можно сказать и не было.