Помните?
И губы сами расползаются в улыбке.
Яркая, крупная, смешная, острая на язык, невероятно обаятельная, умевшая одной фразой рассмешить всех вокруг, Гликерия Богданова-Чеснокова, с первых секунд, покоряла сердца зрителей своим невероятным темпераментом.
Ленинградцы с любовью называли ее «наша Раневская». Более популярной актрисы в городе не существовало: на спектакли с участием Богдановой-Чесноковой невозможно было достать билет.
Лика Богданова родилась в 1904 году в уютном небольшом домике на Выборгской стороне Санкт-Петербурга, куда семья Богдановых перебралась из Сибири. Папа работал на железной дороге, а мама владела пошивочной мастерской.
Девочка росла забиякой, а соседи называли ее «бедовой». Заводной характер, как и «видный» носик достались девочке от бабушки. А еще любовь к танцам и прекрасный голос. Мама Гликерии была влюблена в театр и нередко брала дочь с собой. А после спектакля, Лика изумляла родных, без запинки повторяя услышанные мелодии. Она обладала феноменальной памятью.
Да и в школе училась блестяще, несмотря на неусидчивый характер. В 13 лет она отправилась на Финляндский вокзал встречать Ленина, а чуть позже - штурмовать Зимний.
Юная Гликерия пела для раненых солдат первой мировой, выступала на вечерах самодеятельности в Петроградской трудовой коммуне, где работала машинисткой у Алексея Бадаева. Именно он, страстный любитель театра, был настолько восхищен артистизмом Богдановой, что выдал ей направление в школу академической русской драмы при Александринском театре, написав на нем «редкий дар».
В школе, ее сокурсником оказался будущий Александр Невский советского кинематографа - Николай Черкасов. Поговаривали, что у них даже случился роман. Тем не менее, замуж Гликерия вышла совершенно за другого.
После окончания школы, молодую актрису сразу же приняли в Александринский театр, но ролей не давали, оттого на предложение одного из самых известных актеров того времени, Дмитрия Васильчикова, отправится в совместное турне, Гликерия с радостью согласилась.
А буквально через несколько месяцев, несмотря на 20 лет разницы, они обвенчались. Вскоре на свет появилась дочь Лидия. Но к тому времени, супруги уже прекрасно понимали, что их брак обречен. Прирожденные лидеры, оба не умели уступать. Невероятно талантливые, они бесконечно ссорились, пытаясь доказать друг другу профессиональное превосходство.
Закончилась история первого брака Богдановой крайне печально. Дмитрий Федорович предложили место директора Харьковского театра музыкальной комедии, Гликерия ехать с ним отказалась. Пара развелась, но Васильчиков отказался отдавать дочь. Богданова вернулась в Ленинград одна. А бывший супруг, приложил все усилия, чтобы дочь ничего не знала о своей матери.
В Ленинграде, ей пришлось вновь начинать все с нуля. Снималась в массовке, работала в мюзик-холле у Леонида Утесова, в Театре эстрады и миниатюр Аркадия Райкина, в ансамбле музыкальной комедии под руководством Брониславы Бронской.
Именно здесь она и познакомилась с великолепным комедийным актером Семеном Чесноковым. Это был невероятный, феерический дуэт: статная Богданова и хрупкий Чесноков.
Они стали не только партнерами и единомышленниками на эстраде, но и в жизни. В 1940 году у супругов родилась дочь Ольга. А потом была война и блокада.
С первых дней, Гликерия Ивановна и Семен Иванович с ансамблем музкомедии выступали на передовой, в госпиталях, на венных кораблях, на заводах. А когда началась блокада Ленинграда, не только свой паек, но и то, чем артистов подкармливали во время концертов, Лика отвозила старенькой маме и маленькой дочке. Сама же ела столярный клей.
Однажды, артисты неделю не могли выбраться из Ораниенбаума после концерта. А вернулись к полуразрушенному дому: мама погибла во время бомбежки, оказавшись на кухне, куда упал снаряд. В уцелевшей комнате Гликерия нашла 4-х летнюю Оленьку, которая умерла от голода. А после победы, блокада догнала и любимого Сеню.
В жизни Гликерии Ивановны осталась лишь любимая работа. И она буквально растворилась в ней. Блистала на сцене Ленинградского театра оперетты, начала сниматься в кино.
И первая же роль жены Ферапонта Ильича в картине «Укротительница тигров» принес ей успех.
А когда на экраны вышел фильм «Мистер Икс», на Гликерию Ивановну обрушилась всесоюзная слава.
А чуть позже судьба преподнесла еще один подарок. В ее жизни появился внук. Юрий каким-то чудом узнал, кто его вторая родная бабушка. От лица поклонника, написал ей письмо, вложив карточку, на которой был запечатлен вместе с дедом - Васильчиковым.
Когда Юрий приезжал в Ленинград, Гликерия Ивановна расцветала. Они проводили в месте каждую свободную минуту: гуляли, ходили в театры, в гости. В театре даже судачили, что у Богдановой-Чесноковой появился молодой любовник. На что Гликерия Ивановна лишь загадочно улыбалась.
С годами начало сказываться подорванное блокадой здоровье. Попав в больницу первый раз прямо со спектакля в 50-м, далее операции следовали одна за другой. Врачи запрещали ей не только танцевать, а вообще выходить на сцену. Но Гликерия Ивановна продолжала работать до последнего дня. Дарить улыбку, радость и хорошее настроение своим зрителям было смыслом ее жизни. И еще внук Юрий.
Он тут же примчался в Ленинград, когда сообщили, что у Гликерии Ивановны начались осложнения после операции и она никого не узнает. Но увидев любимого внука, Гликерия Ивановна произнесла:
«Не приходи ко мне. Хочу, чтобы запомнил меня веселой, как раньше».
Через два дня, 17 апреля 1983 года, Гликерии Ивановны не стало.
Как она и просила, ее запомнили именно такой: неподражаемой Гликерией.