Найти тему
Культур-трегер

Сколько личных автомобилей было у Николая II

Автомобили императорского гаража, фото 1912 года.
Автомобили императорского гаража, фото 1912 года.

Николай II пристрастился к автомобилям довольно поздно, только в 1905 году. Но за последующие до революции 12 лет, царь стал владельцем крупнейшей в России и Европе коллекции элитных автомобилей.

Высшие классы России начали активно приобретать автомобили еще с конца XIX века, а уже в период 1901-1903 годов личными автомобилями обзавелись и многие родственники царя (например, вдовствующая императрица Мария Федоровна), и даже некоторые министры. Но Николай II с супругой, видимо, в силу традиций продолжали использовать конные экипажи (хотя неформально царь любил кататься на автомобилях ближайшего окружения).

Наконец, в 1905 году князь Владимир Орлов сумел убедить Николая II, что личный автомобиль ему просто жизненно необходим. Вот как писал об этом сам Князь Орлов в своем дневнике весной 1905 года: "Государь полюбил автомобиль и решил приобрести себе тоже несколько штук".

Первые автомобили Николая II прибыли в Царское село в конце 1905 года. Это были французский представительский "Делане-Белвиль" для коротких поездок и четыре "Мерседеса" с различной комплектацией кузова для передвижения на более дальние расстояния.

Цесаревич Алексей позирует за рулем Делане-Белвиль (Delaunay-Belleville) 40CV, это первый из представительских автомобилей Николая II, он обошелся казне в 13 416 рублей. Фото 1909 года.
Цесаревич Алексей позирует за рулем Делане-Белвиль (Delaunay-Belleville) 40CV, это первый из представительских автомобилей Николая II, он обошелся казне в 13 416 рублей. Фото 1909 года.

После чего затраты на покупку новых автомобилей и расходы на гаражи начали неуклонно расти: с 1905 по 1912 год на эти цели были потрачено примерно 550 000 рублей. Похоже, что Николай II, как говорится, вошел во вкус и просто уже не мог остановится. Это не преувеличение и не фигура речи.

В 1910 году министр двора В. Фредерикс просил царя сократить количество приобретаемых новых автомобилей, т.к. издержки на машины (в т.ч на гаражи и обслуживающий персонал) приходилось покрывать за счет других статей бюджета двора.

Фредерикс подсчитал отчеты о выдаче (или, как тогда говорили, "аренде") машин, и оказалось, что далеко не все купленные автомобили постоянно использовались и многие из них фактически простаивали. Однако Николай II не внял доводам министра двора и предпочел одобрить увеличение расходов на свое новое увлечение.

Сколько же всего у Николая II было машин? На 1917 год в Императорском гараже (совокупно) находилось 56 автомобилей: 9 личных автомобилей Николая II,19 автомобилей для свиты, 3 автомобиля фельдъегерей (т.е. курьеров), 10 машин для придворных и 15 хозяйственных автомобилей.

В составе этого собрания были автомобили следующих Европейских марок: Мегсеdes, Delaunay-Belleville, Rolls-Royce, Renault, Peugeot и т.п.

Николай II прибывает в Михайловский манеж в 1913 году на автомобиле Делане-Бельвиль (Delaunay-Belleville) 70CV.  Это еще более роскошный вариант лимузина знаменитой марки, его еще называли SMT - Sa Majeste le Tsar, то есть "Его Величество Царь". Автомобиль на фото был заказан в 1909 году.
Николай II прибывает в Михайловский манеж в 1913 году на автомобиле Делане-Бельвиль (Delaunay-Belleville) 70CV. Это еще более роскошный вариант лимузина знаменитой марки, его еще называли SMT - Sa Majeste le Tsar, то есть "Его Величество Царь". Автомобиль на фото был заказан в 1909 году.

После 1917 года на лучших из царских машин возили сначала А. Керенского, затем В.Ленина и Л.Троцкого. К сожалению, ни один из автомобилей Николая II не дошел до наших дней. Все они были списаны и сданы в утиль в конце 1920-х годов, а чудом сохранявшийся на территории Аничкова дворца автомобиль цесаревича Алексея "Bebe Peugeot" был утрачен во время блокады Ленинграда.

Авто
268,3 тыс интересуются