Мат по слабым пунктам и магистралям
В практических партиях не всегда удается продемонстрировать силу того или иного сочетания фигур, так как многое зависит от игры вашего противника. Чаще бывает так, что противник идет на сознательные или вынужденные ослабления, а уж как их использовать, какие силы при этом мобилизовать – наша творческая задача.
В этой теме мы будем говорить о том, как использовать те или иные ослабления в позиции короткой рокировки вашего соперника. Если же таких ослаблений нет, то разберем, каким образом их создать или как «надавить» на тот или иной пункт.
На первоначальной позиции король подвержен повышенной опасности. Особенно, если он стеснен собственными фигурами. Наиболее уязвимым в начале игры является пункт «f7» («f2»), защищенный только королем.
В этой теме мы рассмотрим несколько комбинаций с жертвой фигуры на этом поле, извлечением короля и преследованием, завершающимся матовым финалом или решающими материальными приобретениями. Начнем с простенькой учебной партии:
Э. Хамлиш – NN (Вена, 1899г.)
1.e4 d6 2. d4 Кd7 (В современной защите Пирца-Уфимцева играют 2... Кf6) 3. Сc4 g6 4. Кf3 Сg7? (Стесненное положение черных фигур – повод к стандартной жертве)
5. Сf7! Крf7 6. Кg5. И черные перед выбором: отдать ферзя – 6...Кре8(f8) 7. Кe6 или получить мат: 6...Крf6 7. Фf3#
Иногда королю удается убежать и подальше, чем в рассмотренном примере, однако, это результата обычно не меняет.
Шматков – Эдлин (СССР, 1957г.)
1. d4 d5 2. c4 dc 3. e3 e5 4. Сc4 ed 5. ed Кf6 6. Кc3 Сe7 7. Кf3 Кbd7? (Следовало, конечно, рокировать. Теперь же черные сами себя «замуровали»)
8. Сf7! Крf7 9. Кg5 Крg6 (Как мы уже знаем, домой дороги нет из-за потери ферзя или - 9... Крg8 10. Фb3) 10. Фd3 Крh5 11. h3! Тихий ход, после которого угрожает 12.g4 с быстрым матом. Варианты отыщите сами, а черные сдались!
Не подумайте, что на взрывоопасном поле «f7» («f2») можно жертвовать только слона. Вот несколько примеров, когда на этом поле жертвуется конь.
Вооремаа – Луйк (Эстония, 1962г.)
1. e4 c6 2. Кc3 d5 3. d4 de 4. Кe4 Кd7 5. Сc4 Кdf6 (Основное продолжение 5... Кgf6) 6. Кg5 Кd5 7. К1f3 h6? (Это уже никуда не годится)
8. Кf7! Крf7 9. Кe5! Крe6 (Назад дороги нет - 9... Крe8 10. Фh5) 10. Фg4 Крd6 11. Кf7 Крc7 12. Фg3. Своего ферзя белые убрали, а вот черного прихватят 1-0.
Особенно актуальна разрушающая жертва, если одна из сторон обладает перевесом в развитии и может быстро подключить к атаке большое количество фигур.
Крогиус – Оянен (Хельсинки, 1951г.)
1. e4 c5 2. d4 cd 3. Кf3 e5 (Удержание пешки ослабляет поле «d5». К обычным построениям сицилианской защиты ведет 3... Кc6) 4. c3 (Разумеется, не 4.Ке5 Фа5) 4...dc 5. Кc3 d6 6. Сc4 h6? (Черных напугал ход коня на «g5», который последовал бы на 6...Кf6. Плохо и 6... Сe7 7. Фd5. Хорошая позиция у белых и в других вариантах, но, возможно, стоило пойти 6…Кс6 и на 7. Кg5 - Кh6, хотя у белых при таком перевесе в развитии хуже быть не может)
7. Сf7! Крf7 8. Кe5! Крe7 (Другие отступления ведут к мату или сводятся к основному варианту, например 8... Крe6 9. Фd5 Крf6 10. Фf7 Крe5 11. Сf4 Крd4 12. Фd5Х, а в случае 8...Крf6 для выигрыша достаточно и 9. Фd4) 9. Кd5 Крe6 10. Фg4 Крe5 11. Сf4 Крd4 (11...Крe4 12. Кc3) 12. Сe3 Крe5 13. Фf4 Крe6 14. Фf5Х Захватывающая погоня!
Иногда подобной жертвой удается извлечь короля в самый центр доски. При этом главной задачей атакующих фигур становиться не пустить беглеца обратно. Пускай себе бежит во главе войска, он же командир))
Райнхардт – Рейс (Гамбург, 1934г.)
1. e4 d6 2. d4 Кd7 3. Сc4 Кgf6 4. e5 de 5. Сf7!? Крf7 6. de Кg8? (Жадность губит черных. Следовало вернуть фигуру, продолжая 6...е6) 7. e6! Крe6? (Продолжать игру можно было, вернувшись на «е8», но черные упрямо не желают отдавать «награбленное»)
Картинная позиция! Одинокий король вереди своего войска, конечно, не воин. Но как его пленить? 8. Кh3! (Конь «лезет» на «g5») 8...h6 (А теперь ослаблено поле «g6») 9. Кf4 Крf6 10. Фd5. Конь d7 связан, от смертельных шахов нет защиты! Да уж, король в поле не воин, когда фигур много!
В некоторых случаях, при жертве на «f7» («f2») не удается добраться до короля. Но не стоит отчаиваться, целью жертвы могут быть и другие мотивы, такие, как материальные завоевания, что тоже весьма неплохо, не правда ли?
Фишер – Файн (Нью-Йорк, 1963г.)
1. e4 e5 2. Кf3 d6 3. d4 Кd7 4. Сc4 c6 5. O-O Сe7 6. de de 7. Фe2 (Безобидное на вид развитие ферзя является ловушкой) 7...Кgf6 (В которую черные попадаются, автоматически развивая фигуры) 8. Лd1 Фc7
9. Кg5! O-O 10. Сf7! Лf7 11. Фc4. И белые добиваются материального перевеса.
Напоследок маленькая рекомендация: развивайте фигуры на правильные позиции (об этом мы подробнее расскажем в последующих статьях), старайтесь не допускать стесненных положений, иначе вас рано или поздно постигнет такая же участь, как и черных в только что рассмотренной теме.
Задания для совместного решения с преподавателем
Подсказки
№229 – ход чёрных, идея аналогична теме, подсказывать нет смысла))
№230 – а здесь есть два способа – дело вкуса.
№231 – всё то же самое, только определите, куда лучше выскочить ферзём
№232 – разберите с преподавателем теоретический вариант защиты двух коней: 1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сc4 Кf6 4. Кg5 d5 5. ed Кd5 6. Кf7! Крf7 7. Фf3 Крe6 8. Кc3 Кce7 (8...Кb4 9. Фe4 c6 10. a3 Кa6 11. d4 Кac7 12. Сf4) 9. d4 и сыграйте несколько тематических партий.
Решения упражнений из рубрики "Задания для совместного решения с преподавателем" ищите в нашем телеграмм-канале: https://t.me/chesschamion42
#детские шахматы #шахматы для всех #шахматы #шахматный клуб чемпион #шах и мат #шахматные уроки #тренер по шахматам #обучение шахматам #игра в шахматы #шахматы кузбасс