Роман "Три мушкетёра" - национальное достояние Франции. К 1894 году, к пятидесятилетию его выхода в свет, это было уже ясно всем и каждому. И можно сколько угодно упрекать его автора, Дюма-отца, в легковесности, антиисторичности и прочих грехах, но место на Олимпе у него навсегда.
И когда было решено выпустить юбилейное издание Самого Популярного Романа - роскошный, богато иллюстрированный двухтомник, создание огромного цикла иллюстраций было поручено Морису Лелуару. Признанному мастеру книжной графики и, что не менее важно, единственному в своём роде специалисту по истории костюма.
Задача оказалась куда труднее, чем может показаться...
Ну вот попробуйте ответить на "простой" вопрос: за что, собственно, мы любим мушкетёров? Об этом пришлось задуматься и иллюстратору - историку...
Если их безудержно романтизировать, создавая этакий Мир Последних Рыцарей - это же окончательно низвести великий роман до уровня детской сказки? А если опираться на историю, рассказывая чистую правду о быте и нравах дворцовых охранников? Читателей напугаешь...
Начал с поиска типажей. И вдруг понял, почему мушкетёров три, а не четыре: есть в романе едва уловимое противопоставление. Ведь каждый из троицы сознаёт, что занимает в жизни не своё место! Один в мечтах видит себя аббатом, другой - помещиком, третий... согласно титулу - должен быть придворным. И только для д*Артаньяна голубой плащ - предел мечтаний.
И в этом определённо есть что-то забавное: вот он какой взрослый и самостоятельный! А что коня конём и с натяжкой не назовёшь - так это же ненадолго. Вот завтра, или даже сегодня юный дворянин покажет всем, как умеет драться! Ему же отец объяснил, как делаются карьеры - надо просто драться со всем, что только движется!
И кто же мог предположить, что силы порой оказываются неравными, и никакая шпага не устоит против сковородки!
Вот и знакомство с "полубогами":
Любое неосторожное движение, любой косой взгляд здесь чреваты опасностью! Впрочем, порой поединки происходят и вот так, в виде игры:
Но и игра может закончиться дракой на пол-Парижа!
Великолепная четвёрка - не просто некая сумма личностей, это как будто самостоятельное существо, лучше, совершеннее каждого в отдельности. Вот после пятой бутылки и девиз родился: "Один за всех - и все за одного!"
Украшая рисунками едва ли не каждую страницу романа, Лелуар учитывал опыт предшественников: до сих пор едва ли не все иллюстрации к "Мушкетёрам" были с изрядной дозой юмора. Отказаться от юмора совершенно невозможно, но... его не должно быть больше, чем в самом тексте. Вот, например, что же это за женщина, от которой приходится бежать?! История побега от одной любовницы в платье другой любовницы - во всех подробностях!
Даже в столь драматической сцене - абсолютно верные детали, вплоть до ковра вместо скатерти. Именно на столы их тогда и стелили!
Это у Портоса ни романтики, ни приключений: точно знает, что женится на мадам Кокнар, когда она овдовеет. А пока вот - приходится иногда общаться с её старым мужем - прокурором...
И когда ещё упадёт его наследство, а деньги - то нужны сейчас... ну трудно ей, что ли, запустить руку в сундук жадины-мужа?!
Арамис занят вообще непонятно чем... это д*Артаньяну непонятно: забыл и те начатки латыни, которых, впрочем, никогда и не знал!
Впрочем, и Арамис готов забыть о своей серьёзности-солидности, если получит долгожданное письмецо!
А вот история Атоса - здесь Лелуар подчёркивает то, что предшественники вольно или невольно упускали.
Если неукоснительно воспитывать слугу - можно научить его и съедать письмо по первому требованию!
Если две недели высидеть в погребе, объедая-обпивая хозяев - есть надежда, что они больше никогда не глянут косо на благородного!
А вот если избавиться от жены - не факт, что с ней не встретишься снова!
Впрочем, война спишет если не всё, то многое.
Пообедать на бастионе - это приключение, которое сослуживцы сочтут настоящим подвигом. И покойники, которых Гримо выставит в амбразуры, никому аппетита не испортят:
Лирическая линия требует иных изобразительных средств. Здесь рисунки уместнее цветные:
Но финал - суров и чёрно-бел.
Кажется, господа усомнились в своей непогрешимости...
Однако - прощены. Ришелье нужны люди, способные действовать.
И - вперёд, в двадцатый век! И в двадцать первый, и во все последующие!
Сколько же всего рисунков Лелуар сделал к "Мушкетёрам"? ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ! Раскадровка диафильма или комикса...
Вся громадная серия не вошла ни в одно издание - каждый раз приходится выбирать. Но, слава интернету, в Сети теперь есть если не всё, то почти всё. Рассматривать можно бесконечно - и находить все новые рисунки, картины, акварели, росписи стен, декораций, вееров от неутомимого художника.
Лелуар, поистине, неисчерпаем!
(Начало рассказа здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6e907b6ecf9600c0144a52/klassik-pri-jizni-61e437527c6b9661e3c9b49b)