После провального 2020 года 6 из 7 мировых авиапроизводителей показали в 2021 году рост. Для наглядности и понимания общей картины в кризис мы приводим в рейтинге данные по поставкам самолётов за последние 3 года. И тут выясняется самое интересное - все 3 года демонстрируют рост только Китай и Россия.
1. Эйрбас (Airbus), Европа
Поставки 2019 года: 863 самолёта (+8%)
Поставки 2020 года: 566 самолётов (-34%)
Поставки 2021 года: 611 самолётов (+8%)
Прогноз на 2022 год: стабильный, ожидается небольшой рост поставок в пределах 5-7%.
Европейский авиапроизводитель закончил год с показателями на 30% ниже своих исторических максимумов. Тем не менее, это лучший кризисный результат среди всех западных конкурентов.
Вытягивать компанию будут успешные продажи узкофюзеляжных самолётов А-220 и А-320нео. Дальнемагистральный сегмент ожидает стагнация на уровнях в 2 раза ниже докризисных. А-380 в поставках больше фигурировать не будет. Производство и поставки "летающего слона" завершены.
2. Боинг (Boeing), США
Поставки 2019 года: 340 самолётов (-56%)
Поставки 2020 года: 132 самолёта (-61%)
Поставки 2021 года: 311 самолётов (+136%)
Прогноз на 2022 год: стабильный, ожидается сохранение поставок на прежних уровнях с отклонением в пределах 10%.
Американский авиапроизводитель закончил год на уровнях на 60% ниже максимума 2018 года. И его текущая линейка проблемных самолётов особого оптимизма не вызывает.
После частичного снятия запрета на полёты Б-737MAX в мире, Боинг получил от авиарегулятора массу претензий и запрет на поставки своего Дримлайнера Б-787. В результате компания погрузилась в типичный кризис перепроизводства, наштамповав самолётов на несколько лет вперёд. А спроса на них в текущих условиях нет. Объявлено о задержках сертификации до 2023 года моделей 777Х и 737MAX-10. Производство грузовых Б-747 прекращается в 2022 году.
3. Эмбраер (Embraer), Бразилия
Поставки 2019 года: 89 самолётов (-1%)
Поставки 2020 года: 44 самолёта (-51%)
Поставки 2021 года: 48 самолётов (+9%)
Прогноз на 2022 год: стабильный, ожидается сохранение поставок на уровне 45-50 самолётов.
После срыва сделки по его поглощению Боингом бразильский авиапроизводитель стагнирует, закрепившись на уровне в 50% от прежних максимумов.
На прошлой неделе объявлено о замораживании на 3 года разработки проекта Е-175-Е2 и двигателя для него. К слову, Е-175-Е2 (90 пассажиров) является прямым конкурентом российского Суперджета. Из существующей линейки бразильцев реальным спросом пользуется только Е-195-Е2, рассчитанный на 146 кресел.
4. ОАК, Россия
Поставки 2019 года: 6 самолётов (-70%)
Поставки 2020 года: 12 самолётов (+100%)
Поставки 2021 года: 27 самолётов (+125%)
Прогноз на 2022 год: позитивный, ожидается рост поставок до 40-42 самолётов.
Как и прогнозировалось в нашем прошлогоднем рейтинге, Россия вышла в 2021 году на 4-е место в мире. Все поставки обеспечил Суперджет, который стал основным ближнемагистральным самолётом в России.
В 2022 году ожидаем первые поставки 4-х среднемагистральных МС-21 в авиакомпанию "Россия". Первый серийный самолёт уже взлетел в конце декабря, а вслед за этим событием МС-21 получил сертификат Росавиации.
5. АТР (ATR, Франция-Италия)
Поставки 2019 года: 68 самолётов (-11%)
Поставки 2020 года: 10 самолётов (-85%)
Поставки 2021 года: 26 самолётов (+160%)
Прогноз на 2022 год: стабильный, ожидается сохранение поставок на уровне 25-30 самолётов.
Европейский производитель региональных турбовинтовых самолётов проходит кризис гораздо тяжелее своей материнской структуры (Эйрбас) и провалился на 65% от максимумов. Заказчикам поставлены 5 самолётов АТР-42 и 21 самолёт АТР-72.
Похоже АТР ближайшие годы будет делить пятое место с китайскими товарищами.
6. COMAC, Китай
Поставки 2019 года: 12 самолётов (+100%)
Поставки 2020 года: 20 самолётов (+67%)
Поставки 2021 года: 22 самолёта (+10%)
Прогноз на 2022 год: позитивный, ожидается рост поставок до 25 самолётов.
Производство китайского конкурента Суперджета ARJ-21 наконец-то вышло на новый плановый уровень - 25 самолётов в год. Если вспомнить, что ранее китайцы заявляли о выпуске 30 самолётов к 2015 году, становится понятно что потенциал китайского гражданского авиапрома слегка преувеличен. Но эту тему мы, пожалуй, разберём подробнее в отдельной статье.
7. Де Хэвилэнд Канада (De Havilland Canada, Канада)
Поставки 2019 года: 9 самолётов
Поставки 2020 года: 8 самолётов (-11%)
Поставки 2021 года: 8 самолётов (0%)
Прогноз на 2022 год: негативный, ожидается поставка максимум 2-3 самолётов, произведённых в 2021 году.
Даже если канадская компания переживёт текущий кризис, она всё равно останется аутсайдером нашего рейтинга. На текущий момент ситуация такова. Аренда аэродрома, на котором располагался завод, закончилась. Производство остановлено, компании предстоит его перенос на новое место. По заявлениям компании на МАКС-2021 производство возобновится в 2024 году.
Вместо некролога
В заключение вспомним о компаниях, которые ушли с рынка в текущем году.
Бомбардье (Bombardier, Канада) - Компания долгое время занимала пятую строчку в мировом рейтинге. В начале года канадцы окончательно оформили 3-летнюю распродажу всех своих активов и покинули рынок пассажирских самолётов навсегда. Покупатели этих активов, за исключением Эйрбаса, тоже чувствуют себя не лучшим образом.
Мицубиси (Mitsubishi Aircraft, Япония) - Японский производитель планировал выйти на рынок в нише Суперджета ещё в 2013 году. В начале 2021 года компания объявила о замораживании проекта "MRJ-Spacejet", а уже осенью приняла решение о полном его закрытии. На разработку были потрачены колоссальные для такого проекта 20 млрд. долларов. Для понимания, на эти деньги можно было дважды разработать среднемагистральный самолёт типа МС-21.
Для получения оперативных новостей авиапрома не забудьте подписаться на наш Телеграм.
Топ 5 наших статей в 2021 году:
1. Канада и Япония на выход? Конкуренты Суперджета и Ил-114 сходят с дистанции
2. Сравниваем МС-21 с прямыми конкурентами
3. Россия не уступила Боингу. Полёты 737 MAX по-прежнему под запретом
4. Российский авиапарк продолжает рост. Боинг больше не первый в России
5. Аттракцион невиданной щедрости. Какие подарки получил Аэрофлот от Боинга и Эйрбаса?