Танковые войска Красной Армии на протяжении 1930-х годов реформировались неоднократно, но наиболее существенные изменения пришлись на предвоенный период - на 1939-1941-й годы. Весной-летом 1940-го года началась реформа, которая привела танковые войска к тому виду, в котором они и встретили начало Великой Отечественной.
Поскольку речь у нас пойдёт об относительно узкой теме, то опишем итоги реформы максимально кратко. Новые механизированные корпуса состояли из самостоятельных, в оперативном отношении, соединений. Танковые (по две) и моторизованные (по одной в корпусе) дивизии мехкорпусов могли действовать без поддержки стрелковых или кавалерийских дивизий, они располагали своей полноценной пехотой и артиллерией. Чего, практически, не было у танковых бригад и корпусов прежней организации. Танковые корпуса «старого» типа состояли из двух танковых бригад, близких по составу к отдельным легко-танковым бригадам на танках БТ, и одной моторизованной стрелково-пулемётной.
Наиболее ярко отличие «старого и нового» проявляется в численности штатного личного состава танковых/механизированных корпусов. Около 10 тыс человек — в «старом» танковом корпусе, свыше 36 тысяч в «новом» механизированном. При том, что танков в корпусе стало больше всего на треть: с 600-700 до 1000 с небольшим.
Возвращаясь к технике, хотя опытные работы по проектированию танков с противоснарядным бронированием и усилению броневой защиты серийных танков в 30-е годы в СССР велись, но в серийное массовое производство такая техника не поступала, ограничиваясь выпуском модернизированных тяжёлых Т-35 — почти штучной сборкой. Уже в ходе Зимней войны с Финляндией в 1939-1940-м году был разработан проект усиления броневой защиты танков Т-26 и Т-28 путём экранирования основной брони дополнительными броневыми листами и, что важно, началась реальная работа по экранированию серийных танков. Хотя количество таких машин осталось весьма ограниченным — всего около 200, суммарно, и Т-26, и Т-28.
Таким образом, к 1940-му году танковый парк Красной Армии был довольно однородным, основу его составляли лёгкие танки БТ и Т-26 разных лет выпуска и модификаций, а средством усиления могли выступать немногочисленные средние Т-28 и тяжёлые Т-35. В разведывательных подразделениях применялись малые плавающие танки Т-37 и Т-38.
Также нужно отметить, что состав танкового парка РККА был ещё и весьма стабильным, почти все составлявшие его модели производились с 1932-го или 1933-го по 1940-й год. Разумеется, машины начала 1930-х и конца 1930-х сильно отличались друг от друга и список модернизаций которые они прошли был довольно велик*, но это были всё те же модели.
- в этом можно убедиться, например, в цикле статей по обзору из-под брони
Ещё одной важной чертой советского танкового парка, в значительной степени связанной с описанным выше постоянством, была его многочисленность.
Реформа танковых войск и новый мобилизационный план, известный как МП-41, предполагали, что, пусть и в перспективе (не ранее 1942-го года), но состав техники танковых войск качественно изменится. Основными танками танковых дивизий станут новые средние танки Т-34, а средством усиления новые тяжёлые КВ, которые на момент разработки мобплана уже были на стадии опытных образцов, основными танками моторизованных дивизий будут лёгкие БТ, а затем и их перспективные «сменщики».
Новые типы танков и стали главным изменением танкового парка РККА накануне Великой Отечественной.
Противотанковые ружья и зенитные автоматы.
Одно из самых частых заблуждений, в сравнениях и оценках танковой техники, это, как ни странно, сравнение танков с танками.
Однако, если для советской танковой дивизии, в борьбе с танками противника, главным оружием действительно можно назвать её собственные танки, то у танковой дивизии Вермахта или советской же моторизованной, есть и собственная противотанковая артиллерия. И у советской танковой дивизии есть полковая артиллерия стрелкового полка, отдельный артполк и зенитный артдивизион. Так что даже прямое противостояние танковых соединений вряд ли сведётся к только к борьбе танков с танками.
Проще говоря, чтобы оценивать броневую защиту танков, нужно знать, с какими противотанковыми средствами они могут столкнуться на поле боя, и танки противника, здесь, только часть общего перечня.
Первым важным отличием от системы противотанкового вооружения Красной Армии будет весьма многочисленное вооружение, защиту от которого можно назвать усиленной противопульной или лёгкой противоснарядной.
На вооружении Вермахта было несколько типов противотанковых ружей собственной разработки калибра 7,92x94мм или трофейные польские 7,92x107мм. Как можно догадаться по калибру (длина с гильзой лишь немногим меньше, чем у патрона советских ПТР - 14,5x114мм), они имели относительно лёгкую, но очень быструю пулю - 14,5 грамм при начальной скорости в 1210 м/с.
- встречаются и другие данные как о массе пули, так и начальной скорости
Металлокерамический сердечник обеспечивал пуле и высокую пробивную способность, и относительно низкую потерю этой способности при увеличении угла наклона бронелиста.
- конструктивно ПТР Pz.B.38 и Pz.B.39 были "микропушками" - однозарядными, но полуавтоматическими (с выбросом гильзы) с клиновым затвором - и сложность их конструкции тоже была вполне "пушечной"
По пределу пробиваемости, на коротких дистанциях (до 50 метров) ПТР германского производства могли "справляться" с бронёй толщиной до 40 мм. На дистанции до 300 метров, при попаданиях под прямым углом, ПТР могли бороться с танками защищёнными бронёй с листами толщиной до 20 мм. Польские ПТР также получали патроны с пулей германского производства.
Наиболее массовыми ПТР Вермахта, в июне 1941-го года, были Pz.B.39, помимо них на вооружении находились предыдущая модель ПТР Pz.B.38 и трофейные польские под обозначением Pz.B.35(р).
Численно, их наличие и выпуск выглядели так:
- Pz.B.39 - 39.232 ружья на момент остановки производства в 1941-м
- Pz.B.38 - около 2000 ружей до остановки производства в 1940-м
- Pz.B.35(р) - захвачено 886 ружей
ПТР были стандартным вооружением пехоты Вермахта. На роту пехоты полагалось одно отделение из трёх расчётов, причём ружья получали не только стрелки, но и сапёры, разведчики и т.д. Всего их, по штату, в пехотной дивизии было 90 единиц, в моторизованной дивизии 83 ед, в танковой 57 ед.
Также, формально, к противотанковым ружьям относятся и тяжёлые, но, по факту, единственное такое ружье в июне 1941-го года - это скорее лёгкая артиллерийская система. При весе в 229 килограмм на полноценном колёсном лафете и с орудийным щитком, "ружье" имело и свой артиллерийский передок - небольшую тележку. В расчёте ружья могло быть от трёх до пяти человек.
Эти ружья могли пробивать броню толщиной до 65 мм на расстоянии в 500 метров, на малых дистанциях (до 100 метров), по разным данным, от 84 до 94 миллиметров.
Тяжёлых ПТР (schwere Panzerbuchse) с коническим сужающимся стволом калибра 28/20мм модели s.Pz.B.41 к июню 1941-го года произведено не так уж много, поскольку, хотя их выпуск и начался в 1940-м году, но на вооружение тяжёлые ПТР были приняты только в феврале 1941-го года. Всего за 1940-й их изготовлено 90 штук, а в 1941-м (до конца года) 339 штук.
По своим возможностям, включая скорость буксировки до 50 км/ч, тяжёлое противотанковое ружье сопоставимо с противотанковыми орудиями калибров 47-мм и 50-мм.
Зенитные автоматы калибра 20-мм FlaK 30 и FlaK 38 к июню 1941-го года уже производились довольно массово, только самоходных установок насчитывались до полутора тысяч единиц, а общее число 20-мм автоматов могло достигать двадцати тысяч.
Вес установки от 400 до 450 килограмм, причём стрельба с небольшими углами возвышения возможна прямо с повозки без "раскладывания".
- процесс перевода орудия в положение для стрельбы по воздушным целям:
Баллистика 20-мм бронебойных снарядов (от 100 грамм до 148 грамм при начальной скорости, соответственно, от 1050 м/с до 780 м/с) обеспечивает борьбу с легкобронированными целями. 148-граммовый снаряд давал пробитие брони толщиной до 20 мм наклонённой под углом 30 градусов на короткой дистанции и до 14 мм, под тем же углом, на дистанции в 500 метров.
Хотя классического подкалиберного боеприпаса для 20-мм пушек в нацистской Германии и не производилось, но были весьма близкие к ним по конструкции, возможностям и применению ограниченных запасов вольфрама - высокоскоростные с вольфрамовым сердечником. Такие снаряды пробивали на дистанции в 500 метров броню толщиной в 20 мм под углом в 30 градусов, а на короткой до 49 мм, также под углом в 30 градусов.
- высокоскоростной бронебойный снаряд образца 1940-го года весом в 100 грамм - алюминиевые наконечник и корпус с вольфрамовой "начинкой"/сердечником:
- таким боеприпасом оснащались и танковые 20-мм автоматы (танки Pz.II и бронеавтомобили Sd.Kfz.222, -231, -232 и т.д.)
Организационно, большая часть зенитных автоматов, буксируемых и самоходных, на вооружении Люфтваффе, отдельные моторизованные зенитные полки и дивизионы которых придавались Сухопутным войскам. Зенитные автоматы имеются и на вооружении самих Сухопутных войск, в моторизованных ротах и дивизионах. Самоходные установки поступают на вооружение танковых и моторизованных дивизий, а также в качестве средства усиления армейских корпусов.
Менее массовые счетверённые 20-мм и 37-мм зенитные автоматы, включая самоходные установки, по большей части, находятся на вооружении Люфтваффе, включая отдельные моторизованные полки и дивизионы.
Бронебойный снаряд 37-мм зенитки при массе в 658 грамм и начальной скорости в 770 м/с соответствовал возможностям 37-мм противотанковых орудий.
- таблица будет в закреплённом комментарии
Противотанковые пушки Сухопутных войск Вермахта.
Поскольку о возможностях самих орудий и их количестве мы уже говорили во вступительной статье, то здесь подробнее остановимся на организационной составляющей и, в общих чертах, о подкалиберных боеприпасах.
На вооружении пехотных дивизий Вермахта противотанковые орудия были на "привилегированном" положении, при почти исключительно конной тяге артиллерии пехотной дивизии (вплоть до 150-мм пехотных орудий в пехотных полках и 150-мм гаубиц в артполках), вся противотанковая артиллерия имеет тягу моторизованную/механическую - лёгкие тягачи.
Основным противотанковым орудием можно назвать известное как "дверная колотушка" 37-мм орудие PaK 35/36. Однако, помимо 37-мм пушки в одних с ней подразделениях есть и 50-мм пушки PaK 38.
В пехотной дивизии орудия ПТО распределяются следующим образом:
- моторизованная рота ПТО при каждом пехотном полку - три роты, в каждой по 9 орудий 37-мм и 2 орудия 50-мм
- моторизованный дивизион ПТО - один в дивизии, состоит из трёх рот по 12 орудий
- ещё три орудия ПТО в разведывательном батальоне - отдельная батарея в моторизованной роте
- всего в пехотной дивизии - 72 противотанковых орудия на скоростной механической тяге, не менее 18 орудий 50-мм
В моторизованных дивизиях (не эсесовских):
- две роты по 12 орудий - по роте при каждом из пехотном полков - 24 пушки
- три орудия - батарея в роте тяжёлого оружия при мотоциклетном батальоне
- три орудия - батарея ПТО в разведбате
- в противотанковом дивизионе - три роты по 3 пушки 50-мм и 8 пушек 37-мм - 33 орудия
- также в противотанковом дивизионе 10 буксируемых зенитных автоматов и 10 самоходных в отдельных подразделениях, два из них счетверённые
- всего орудий ПТО - 63, из которых не менее 9 пушек калибра 50-мм
В танковых дивизиях:
- 15 орудий - по 3 орудия в батареях рот тяжёлого оружия при каждом из четырёх пехотных батальонах и одном мотоциклетном
- в отдельном противотанковом дивизионе - три роты по 3 орудия 50-мм и 8 орудий 37-мм - 33 противотанковых пушки
- ещё три орудия ПТО в разведбате
- также в противотанковом дивизионе есть подразделение 20-мм зенитных автоматов - 10 установок
- и рота самоходных зениток - 10 установок, две из них счетверённые
- всего орудий ПТО - 51 штука, из них не менее 9 орудий калибром 50-мм
47-мм противотанковые орудия - трофейные - стоят на вооружении отдельных моторизованных и самоходных противотанковых рот и дивизионов, которые могут придаваться как отдельным дивизиям, так и корпусам или находиться в резерве командования. Часть таких рот и дивизионов, к июню 1941-го года, ещё имеет на вооружении 37-мм орудия.
В составе отдельного моторизованного противотанкового дивизиона могло быть от 18 до 27 буксируемых орудий в трёх ротах, плюс пулемётная рота. Роты этих батальонов/дивизионов могли применяться как отдельные.
- на немецком их название, с 1940-го года, "противотанковых истребительный/охотничий дивизион" - Panzerjäger-Abteilung
В составе самоходного противотанкового дивизиона, по штату, предполагалось иметь 27 САУ на шасси Pz.I - полное их наименование - 4,7cm PaK(t) auf Pz.I. Всего таких дивизионов к июню 1941-го года было восемь, два из них имели неполный штат, недобор по штату мог восполняться буксируемыми тяжёлыми противотанковыми ружьями s.Pz.B.41. На вооружении 8-го противотанкового дивизиона полугусеничные самоходки с зенитными 88-мм пушками - шесть штук. Всего, на вооружении самоходных дивизионов - свыше 200 САУ с 47-мм пушками.
Противотанковая артиллерия Вермахта была весьма массовой, в дивизиях число орудий ПТО сопоставимо с числом противотанковых ружей, при этом, им обеспечивалась высокая мобильность. Даже у танковой дивизии Вермахта есть свой немалый арсенал ПТО. Главное же достоинство самоходных и моторизованных дивизионов не столько в калибрах и толщине брони самоходок, сколько в доступности их, как средства усиления противотанковой обороны.
И о подкалиберных боеприпасах.
Чтобы оценить влияние этих боеприпасов на ход боевых действий, в рамках рассматриваемой нами темы, в июне 1941-го года, нам необходимо знать, как минимум, две вещи - наличие таких боеприпасов в арсенале противотанкистов и артиллеристов Вермахта и влияние подкалиберного снаряда на дистанцию эффективного поражения танка.
Если по первой части, подкалиберные снаряды точно есть в БК танковых и противотанковых орудий 37-мм и 50-мм, также есть высокоскоростные* к 20-мм зенитным и танковым автоматам. Выпуск подкалиберных снарядов к 50-мм пушкам PaK-38, весной 1941-го года, ещё только разворачивался, но уже в мае был сформирован запас в 35 снарядов на орудие (1047 орудий, 36.800 снарядов)*. Отсутствует или, возможно, "дефицитен" подкалиберный снаряд только у трофейных 47-мм пушек.
- иногда их прямо именуют подкалиберными, хотя, формально, это и неверно, но близко к сути
- данные по книге А.Исаева "Вторжение. 22 июня 1941 года"
Вторая часть ответа на вопрос немного менее очевидна. Подкалиберные снаряды, имели высокую начальную скорость, которая достигалась за счёт меньшего веса снаряда. Но и падение скорости у таких снарядов происходило гораздо быстрее, чем у "полнотелых". Худшая стабилизация подкалиберного "катушечного типа" приводит к падению точности, что почти не ощущается на коротких и средних дистанциях, но на дальних дистанциях они уже менее эффективны, чем "обычные", а калибра до 50-мм, включительно, просто не применяются.
Проще говоря, если составить график сравнительной бронепробиваемости снарядов, взяв за источник справочник по германской бронетехнике Дойла и Чемберлена, то мы увидим, что у 37-мм подкалиберного снаряда на дистанции 500 метров преимущество над обычным минимально, хотя на короткой он пробивает вдвое более толстую броню. Для дистанции в 1000 метров данных по подкалиберным уже нет.
Подкалиберный снаряд к 37-мм пушке пробивает на короткой дистанции даже броню советского танка КВ, Pzgr.40 к 50-мм пушке справится и с бронёй экранированного КВ, ещё не существовавшего в июне 1941-го года, но такие результаты они покажут лишь при стрельбе на короткой дистанции. Собственно, поэтому, в предварительной оценке мы их и не рассматривали.
- сведения по полевой артиллерии и 88-мм зениткам будут в следующей статье
- поддержать канал и автора можно лайками, комментариями и финансово, реклама на канале отключена: