Найти в Дзене
Исторические сражения

Корабль конфедератов, который возненавидели северяне: он нанес тяжелый ущерб флоту янки и стал самым успешным рейдером

За выдающиеся достижения на море капитана корабля называли "Нельсоном Конфедерации"... Обычно в историях о военных кораблях, говорят, достаточно одной сюжетной линии – рассказа о судьбе самого корабля. Но в истории со шлюпом конфедератов "Алабама" повествование приходится дробить. Поскольку это тот случай, когда судьба капитана не менее интересна, чем жизнь его последнего корабля. Капитан Рафаэль Сэмс родился в 1809 на юге Мэриленда. В семье аристократа-южанина. В 15 лет он ушел служить на флот. В 1826 году получил мичмана, в 1837 – лейтенанта. Позднее, став капитаном, участвовал в Мексиканской войне. Особо себя не проявил, но в кругу коллег заработал славу хвастуна и бездельника. После боевых действий служил секретарем в Совете маяков и занимался вопросами картографии. Когда началась гражданская война, без раздумий предложил свои услуги Конфедерации. Говоря по правде, он уже давно договорился с высокопоставленными чиновниками Юга, что, как только начнется заварушка, он готов воевать –

За выдающиеся достижения на море капитана корабля называли "Нельсоном Конфедерации"...

Обычно в историях о военных кораблях, говорят, достаточно одной сюжетной линии – рассказа о судьбе самого корабля. Но в истории со шлюпом конфедератов "Алабама" повествование приходится дробить. Поскольку это тот случай, когда судьба капитана не менее интересна, чем жизнь его последнего корабля.

Капитан Рафаэль Сэмс родился в 1809 на юге Мэриленда. В семье аристократа-южанина. В 15 лет он ушел служить на флот. В 1826 году получил мичмана, в 1837 – лейтенанта. Позднее, став капитаном, участвовал в Мексиканской войне. Особо себя не проявил, но в кругу коллег заработал славу хвастуна и бездельника. После боевых действий служил секретарем в Совете маяков и занимался вопросами картографии.

Контр-адмирал Рафаэль Сэмс
Контр-адмирал Рафаэль Сэмс

Когда началась гражданская война, без раздумий предложил свои услуги Конфедерации. Говоря по правде, он уже давно договорился с высокопоставленными чиновниками Юга, что, как только начнется заварушка, он готов воевать – конфликт вызревал долго. Морские силы юга уже в начале войны выглядели бледновато в сравнении с возможностями янки, поэтому к генеральным сражениям флотов никто не стремился, сделав ставку на рейдерство – нарушение морских коммуникаций противника. Правда, тут имелась сложность – янки весьма скоро устроили югу вполне ощутимую блокаду с моря. Интересно, что первое поручение Сэмса выглядело с нашей точки зрения необычно – он закупал вооружение и порох у Севера в начале войны. И даже выполнил поручение – на начальном этапе такое еще было возможным. Но после капитана отправили служить по профилю.

Сэмсу досталась видавшая виды парусно-винтовая посудина с устаревшей и весьма уязвимой вертикальной паровой машиной. Этот пароход когда-то обеспечивал регулярное сообщение с Кубой. Капитан осмотрел его и счел весьма еще крепким. Под его руководством убрали все надстройки, верхнюю палубу перестелили, укрепили и водрузили на нее пять пушек. После чего сочли годным для гордого имени крейсер. Хотя, говоря по правде, пароход этот в крейсеры годился слабо – скорость имел низкую. Зато обладал хорошим преимуществом – мог ходить очень круто к ветру. И, таким образом, одновременно используя паруса и машину, имел шанс уходить от противника без такой особенности. Чем капитан Сэмс регулярно и пользовался. В том числе при первом выходе из порта в качестве рейдера, прорывая блокаду северян.

Капитан Сэмс и лейтенант Джон Келл
Капитан Сэмс и лейтенант Джон Келл

Капитан каперствовал на море семь месяцев, захватив 18 призов. Любопытно, что тогда еще вовсю соблюдались джентльменские нормы поведения. И часть призов капитан не сжег и не отправил в нейтральные порты, а отпустил восвояси – на захваченных судах находились женщины и дети. Правда, у плененных капитанов перед тем бралась долговая расписка на крупную сумму денег.

После продолжительного и непрерывного крейсерства капитану пришлось вернуться в родную гавань – матчасть поизносилась и требовала ремонта. Специальная комиссия осмотрела останки парохода и пришла к выводу, что ремонтировать там уже нечего. Так что тот разобрали, а капитана командировали в Британию. Где конфедераты как раз заказали новый шлюп для продолжения рейдерства.

С постройкой шлюпа имелись сложности – это нарушало международные правила. Хотя Британия и поддерживала в том конфликте Юг, делать это открыто она не могла. В результате все же поступило распоряжение королевы задержать шлюп в порту. Но оно опоздало.

 Шлюп CSS "Alabama" преследует клипер "Contest Yankee" в ноябре 1863 года. Художник: Tom Freeman
Шлюп CSS "Alabama" преследует клипер "Contest Yankee" в ноябре 1863 года. Художник: Tom Freeman

Вообще, по правилам той поры корабль строили открыто. Не сообщая публике заказчика. Но при этом можно было любоваться, как все протекает. И весьма скоро всем стало понятно, что новое судно явно военное. А поскольку Адмиралтейство заказа не размещало, сразу появились подозрения на Конфедерацию. В итоге руководству судостроительной компании пришлось фрахтовать два парохода и грузить их материалами, вооружением и углем. И отправлять за моря. А явно недостроенному шлюпу с помпой устроить ходовые испытания. С салютом, иллюминацией, званым обедом на борту и гостями. Которые сильно удивились, что почти сразу после выхода в море их пересадили на пакетбот и отправили к родной пристани. А недостроенный шлюп ушел за горизонт.

Импровизированные испытания прошли на отлично. И к точке рандеву шлюп прибыл раньше неспешных грузовиков. Правда, это произошло во французских владениях, на виду голландского угольщика. Который мог проболтаться. Пришлось изображать нейтралитет, ежедневно уходя в нейтральные воды и перегружать там вооружение и оборудование. Причем спешно.

"USS "Hatteras" против "Алабамы", 11 января 1863-го. Художник: Tom Freeman
"USS "Hatteras" против "Алабамы", 11 января 1863-го. Художник: Tom Freeman

Шлюп имел три мачты, деревянный корпус и современную горизонтальную паровую машину. Что позволяло, используя оба движителя, выдавать более 13 узлов – отличный показатель своего времени. По бортам находились шесть гладкоствольных пушек (32 фунта, по три орудия на борт), на носу на поворотном станке стояла 152 мм нарезная, на корме имелась бомбическая пушка калибра 203 мм. Все орудия с дульным заряжанием.

С этими силами и возможностями капитан Сэмс и отправился вредить Союзу. И вредил как надо (умел). За два неполных года каперства "Алабама" захватила 65 транспортников, в основном с грузом зерна. Большинство из которых затопила, предварительно постреляв по ним как по мишени. Из этого числа два приза были отпущены под расписку, а 7 направлены с призовой командой в нейтральные порты. Кстати, число задержанных кораблей было больше. И переваливало за сотню. Но, если груз был нейтральным и документы были в порядке, капитан Сэмс таких отпускал восвояси.

Последний бой против USS "Kearsage", 19 июня 1864 года. Художник: Antonio Jacobsen
Последний бой против USS "Kearsage", 19 июня 1864 года. Художник: Antonio Jacobsen

Командам захваченных судов приходилось какое-то время ютиться на палубе под импровизированным брезентовым навесом. Пока в море не встречали нейтрала. Но этим все жертвы, собственно, и ограничивались. Только однажды в ночном бою "Алабама" потопила вооруженный колесный пароход северян. Это была в общем зачете 66 жертва. По подсчетам Рафаэля Сэмса, их операции нанесли ущерб янки на 3,3 миллиона тогдашних долларов чистоганом. Но, учитывая взлетевшие страховые и транспортные выплаты, да еще и осложнения с иностранными партнерами, убытки по факту оказались выше в разы.

Янки на капитана Сэмса и его шлюп обозлились крепко – он их гонял на раздолье от Америки до Африки. И устроили охоту на него. Которая увенчалась успехом в июне 1864 года. На шлюп наткнулся примерно такой же шлюп северян. Все произошло во французских владениях, и потому поединок скорее походил на дуэль. Секундантами выступал французский броненосный фрегат, десяток лоцманских посудин и случайная английская паровая яхта.

Виды с палуб корабля северян и с "Алабамы". Художник: Peter Dennis
Виды с палуб корабля северян и с "Алабамы". Художник: Peter Dennis

Бой длился час с четвертью на дистанциях от 3 до 5 кабельтовых. Противники ходили кругами (семь туров) и палили друг в друга. По калибрам и количеству пушек янки даже немного проигрывал. Но его пушки были нарезные, а канониры оказались лучше обучены. Кроме того, в качестве дополнительной брони северянин навесил на борта якорные цепи. Кстати, "Алабама" стреляла в два раза чаще – 370 снарядов против 173. Но при этом конфедераты добились 14 попаданий в корпус (погиб один северянин), а янки попали по противнику 40 раз (убито 10 матросов, ранен 21, из которых еще двое потом умерли от ран). Сказалось преимущество нарезных пушек и хорошая выучка их канониров. Словом, "Алабама" осела на корму и быстро затонула. С ней ушли на дно еще 7 человек. 70 человек выловили северяне, 30 матросов и капитана подняла английская яхта (так капитан Сэмс избежал плена). Еще нескольких человек спасли лоцманы.

Сэмс очутился в Англии, где какое-то время жил на правах героя. Потом вернулся на родину. Уже после войны. Где жил вполне размеренно и спокойно. Америка же на Британию подала в международный суд, запросив возмещение убытков, принесенных "Алабамой", и моральный ущерб. Разбирательство шло до 1872 года, изрядно обогатив практику и международное законотворчество. От морального ущерба янки пришлось отказаться, но 15,5 миллионов долларов компенсации они все же получили. А место гибели корабля нашли в 1988 году. Ограничились тем, что просто нанесли его на карту.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

И не забывайте подписываться на канал, а также ставить "пальцы вверх" - это очень важно!