Мне было очень приятно обнаружить, что мое мнение относительно мотивов поступков героев вечной новогодней "Иронии Судьбы, или С легким паром" поддерживает множество читателей и зрителей. Я его изложила в статье
От чего Женя Лукашин спас Надю на самом деле
Да, друзья, ревнивый без-пяти-минут-жених Нади Ипполит мне несимпатичен. И это очень мягко говоря. Ревнивый тип — законченный абьюзер, который настолько виртуозно издевается над Надей, что большинство зрителей даже не замечает этого, даром, что смотрят этот фильм каждый новый год на протяжении десятков лет.
Защитникам Ипполита кажется, что скандал, который он закатил Наде, своей, без 5 минут невесте, произошел из-за ряда неприятных совпадений. Что любой мужчина на его месте поступил бы также, застав в доме возлюбленной постороннего мужика в семейниках! Мне кажется, что большинство "адвокатов" совершенно не разбираются в характере своего "подзащитного", хотя Рязанов предоставил все необходимое, чтобы можно было понять, что за человек Ипполит.
Мистика "Иронии..." в том, что этот фильм настолько привычен, что никто уже давно не вслушивается в диалоги. Первая сцена появления Ипполита у Нади достаточно напряженная, она не соответствует приподнятому настроению, типичному для вечера 31 декабря в нашей стране. А предпраздничная суета не способствует возникновению желания проанализировать слова, которые Ипполит бросает Наде. Реплики пьяного Лукашина вообще никто не принимает всерьез. Отчаянно оправдывающая Надя топит себя сама, расписываясь в своей вине.
Но именно первая сцена пикировки с Лукашином и топтания женского достоинства Нади — ключ к понимаю сущности Ипполита. Итак, Ипполит в первый раз появляется в кадре. Надя помогает ему раздеться и, принимая его подарок, говорит, что у нее есть кое-что взамен. В комнате:
— Я тебе тоже приготовила подарок, но он в комнате...
Далее следует рассказ о том, как она обнаружила Женю в своей квартире. Ипполит, раздувая ноздри, подобно разъяренному быку, несется в комнату с криком:
— Ну что ж, ты мне приготовила отличный подарок, спасибо!
Надя моментально теряется... И не замечает, что несмотря на бурную реакцию, ее кавалер сохраняет достаточно самообладания, чтобы язвить. А ведь в трагических ситуациях юмор неуместен ни в каком виде. Было не до шуточек, как говорится.
Да, момент ревности был, Ипполит имел на это некое моральное право, учитывая, что Лукашин предстал перед ним в одном нижнем белье. Но только вот незадача: Женя беспробудно пьян, с трудом изъясняется... (мой муж не верит, что Надя так долго не замечала присутствие постороннего в квартире потому что... там, вероятнее всего, можно было сразу заспиртоваться от перегарища!) Ну какая там романтика... Да и должен он был изучить Надю — ну не напоминает она Анфису из "Девчат", хоть убейте!
Но тут надо сказать, что ревность — это нездоровое чувство, присущее мужчинам либо с заниженной самооценкой, либо психопатам. Вот ведь какая загвоздка: хоть ситуация с объяснениями Нади и выглядела, как сказка, но был простой способ проверить ее слова. И, кстати, Надя сразу этим способом воспользовалась, когда потеряла надежду выгнать Лукашина: она достала свой паспорт и предложила сравнить их адреса! И даже до пьяного Лукашина дошло, что она не врет, и что он действительно в Ленинграде, хотя Эрмитажа из окна надиной квартиры не видно... А Ипполит так точно знал, в каком городе находится!
И если бы он не начал унижать Надю, а спокойно ее выслушал, она бы вспомнила об этом и показала бы ему паспорт Жени! Но, Ипполиту не нужны нормальные отношения и шоу "Молилась ли ты на ночь"?.. продолжается.
Причем у блеющего не протрезвевшего Жени уже включились мозги, и он неуклюже пытается выгородить Надю, лишь подливая масла в огонь. Задача Ипполита уже не только в том, чтобы морально раздавить Надю — тоже самое надо сделать в отношении ее незваного визитера, который посмел ее защищать! Ведь Надя в глазах Ипполита — его собственность, и раз он решил ее как следует "воспитать", то никто не смеет влезать в этот сакральный процесс!
Он не собирается оправдывать Надю. Его задача найти аргументы в пользу собственной правоты, поэтому он очень внимательно слушает ее. Бесится он на самом деле потому что оказался в ситуации, к которой не был готов и боится выглядеть смешным (обманутым). Потому как раз не ушел, хлопнув дверью и не избил Лукашина, значит, все-таки в глубине души понимал, что между ними с Надей ничего не было.
Тем не менее он постоянно перебивает Надю, которая все же, не без помощи Жени, все же сбивчиво досказывает эту невероятную историю до конца. Вполне в надином духе... Недаром Ипполит позже скажет, что в его квартире подобный тип не появился бы и в чем-то будет прав. Но просто так взять себя в руки и успокоиться неинтересно, поэтому Ипполит переходит к без малого прямым оскорблениям:
— Как он оказался в твоей постели? — это ведь и вопрос, и утверждение одновременно. Двойственность смысла слова "постель" играет роль камня, брошенного в огород надиных моральных принципов.
Когда Лукашин интересуется именем "хозяюшки", Ипполит и тут не теряется:
— Он у тебя в постели, но он не знает, как тебя зовут! — А это уже откровенное оскорбление. Ведь, во-первых, Надя уже все объяснила, во-вторых, ее-то самой в этой постели не было! А ведь Ипполит еще не муж ей и даже не жених, чтобы вот так огульно обвинять в измене!
— Я в первый раз его вижу! — кричит возмущенная и уже отчаявшаяся Надя. Ипполит доволен: Надя довела начатое им дело до конца, фактически расписавшись в том, что она — женщина легкого поведения!
— А вот теперь я тебе верю! Прекрасные современные нравы! — говорит несчастный Ипполит, чье достоинство и чувства растоптала бездушная вертихвостка Надя... (На всякий случай уточняю: это был сарказм).
Обратите внимание, как умело Ипполит воздействует на триггеры социальной тревожности, которые вызывают в Наде чувство вины и стыда, и заставляют ее оправдываться все отчаяннее. Ведь в те времена общество не прощало женщине поступков, которые могли быть расценены, как распутство. (Покажут пальцем, уже не отбрыкаешься). Да и к незамужним женщинам в возрасте часто относилось предвзято. А Надя как раз из их числа, Ипполит это понимает и использует надины страхи, чтобы держать ее на коротком поводке!
Наконец, Надя и Женя умудряются вспомнить про паспорта и сунуть их под нос Ипполиту... И на мгновение тот меняется в лицо, сообразив, что Надя все это время говорила правду. Но фаза адекватного восприятия реальности быстро проходит и он тут же придумывает новый финт: "Зачем ты его пустила"...
Истерика заканчивается, когда Лукашин наконец уходит. Надя делает все, чтобы сгладить этот неприятный эпизод. Ипполит, вроде бы успокоившийся, поясняет:
— Да нет, я не сержусь. Но ты тоже... тоже ДОЛЖНА МЕНЯ ПОНЯТЬ.
Тут он использует простую технику недосказанности: не уточняет, что должна понять Надя. Приступ ревности? Или то, что он имел право оскорблять, растаптывая ее женское достоинство, огульно обвиняя в измене с незнакомым пьяным мужиком?
Надя тем не менее заверяет его, что понимает и... получает новую порцию оскорблений, поскольку нарцисс и абьюзер Ипполит видит, что его жертва еще не доведена до предела терпения.
— То, что он появился в твоем доме — это вполне соответствует твоему характеру. Потому что ты безалаберная. Ты непутевая. Молчи!
Надя, хотя и теряется от его несправедливых упреков, решает не портить вечер и благодарит его за подарок: французские духи. Ипполит обмякает от лестных слов в свой адрес, но хватки не теряет и в ответ на слова Нади, что та ему тоже приготовила презент, саркастично замечает: "Что, еще один"... Мира этому человеку явно не хочется.
Первая сцена немного сбивает с толку, поскольку создается иллюзия, что правда на стороне Ипполита. Часть зрителей так сочувствуют его воплям оскорбленного достоинства, что совсем забывают о наличии у Лукашина паспорта с пропиской, который является железным доказательством, что они с Надей эту историю не выдумали.
А отчаянные оправдывания Нади говорят о том, что несмотря на небольшой срок отношений, он уже подобные сцены ей устраивал и она боится последствий. Впрочем, роль играет и страх снова остаться одной, ведь "часики тикают".
За новогоднюю ночь Ипполит несколько раз уходит, хлопая дверью, из надиной квартиры, но все время возвращается, раз за разом обнаруживая там Лукашина и изобретая новые поводы помотать Наде нервы. Возникает вопрос, почему он просто не выгнал его из квартиры на правах жениха? Пшел вон, мужик, назад не возвращайся!.. Но Ипполит не может этого сделать, потому что он не уверен, что... Надя не обдурит его. Ведь он совсем ее не понимает.
Порой Надю упрекают в том, что она без любви запрыгивает в "последний вагон"... Но Ипполит тоже не любит Надю. Не уважает, не ценит. Он выбрал удобный вариант: красивая, интеллигентная, без детей и без жилищных проблем. А главное, она готова терпеть его ужасный характер. Стерпится — слюбится, так, наверное, советует ей мать и подруги. А Ипполит довольно потирает руки: такую можно безнаказанно абьюзить всю жизнь... просто джек-пот!
Ипполит трусливо убегает в новогоднюю ночь, поскольку мысль находится за одним столом с подозрительным московским гостем, причиняет ему боль. Ведь по сравнению с ним он может оказаться вовсе не таким супермэном, как кажется ему в мечтах! Но он возвращается время от времени, чтобы оценить обстановку и напомнить Наде о себе, подкинув дров в топку огня ее чувства вины.
Но в предпоследний раз, когда Надя уже не бросается вслед за ним к дверям, он понимает, что ситуация вышла из-под контроля. Пока Надя и Женя с удивлением начинают сознавать, что влюблены друг в друга, Ипполит где-то вроде как напивается. (Я, честно говоря, не уверена в этом до конца. Слишком уж прочувствованную речь он произносит, выливая воду из ботинок). И снова возвращается к Наде, где его уже не ждали.
Своим пьяным видом он во-первых, пытается напомнить Наде о состоянии, в котором ей впервые явился Лукашин (мол, нравятся тебе такие? — А я таким никогда раньше не был, я лучше!). Во-вторых, чтобы она ужаснулась, до чего довела его, несчастного. В-третьих, речь якобы пьяного Ипполита, обращенная полностью к Наде, направлена на то, чтобы заново вскрыть ее зажившие душевные раны. Ведь когда-то она увлекалась романтичными обещаниями мужчины, который, вероятнее всего, обманул ее, пообещав развестись с женой... Новое за одну ночь построить нельзя, а вот разрушить старое можно, — Ипполит снова лукавит, подменяя понятия. Ведь сейчас они оба понимают, что ничего между ними не было, а значит, рушиться нечему.
А вот надина боль от предательства вполне реальна, и он это знает. И он напоминает ей об этом, оставляя выжженную после себя землю: он уверен, что после этого Надя одумается и, обжегшись уже когда-то на своей романтике, вычеркнет Женю из своей жизни. И даже, если не вернется к Ипполиту, то останется одна, не рискуя согласиться на отношения на расстоянии или на переезд в Москву. Т.е. лишившись счастья, он делает все, чтобы и Надя его не познала. В этом вся суть Ипполита. Даже поверженный долу он соберет последние силы и всадит нож в спину удаляющегося с места боя победителя.
Но такое поведение оправданно на рыцарском турнире. А в жизни все немного иначе. Чтобы остаться счастливым, достаточно просто не устраивать боев без правил, отрабатывая свои комплексы и манипулируя близкими людьми.
И надо отдать должное великому актеру Юрию Яковлеву, который даже снимаясь в третьесортном бреде Бекмамбетова, выдержал характер своего героя сквозь года. Встретившись с постаревшим соперником Лукашиным, он бросает в спину Жени: "Неудачник". Хотя сам он давно с Надей разведен, и по сути, такой же неудачник, не сумевший сохранить семью с любимой (?) женщиной. Но поскольку Женя этого не знает, Ипполит ничтоже сумняшеся пользуется своим копеечным преимуществом ради самоутверждения.
Поэтому мне Ипполита не жалко. Если бы не было пьяного полураздетого Жени в квартире Нади, он нашел бы другой повод, чтобы третировать ее как безалаберную и непутевую. Он абьюзер, по-русски, насильник, но насилие в его случае психологическое, потому что он труслив и слаб. Даже во всех этих разборках, он почти не трогает Лукашина: все шишки летят на хрупкую беззащитную Надю. Оскорблять и унижать женщину — куда уж более мужской поступок. И не забывайте, что он это делал при постороннем — при Лукашине, который хоть и был пьян в стельку, все-таки пытался вступиться за нее!
И, кстати, именно поэтому Ипполит и психовал, когда возвращаясь, обнаруживал у Нади Женю. Протрезвевший Лукашин вовсе не производил впечатление маргинала. Ипполит понимал, как некрасиво выглядел во время той сцены, свидетелем которой невольно стал Женя... Вот он и хотел избавиться от него поскорее...
Короче, крайне неприятный тип. Наде очень повезло, что друзья Жени запихнули его в тот самолет... И даже если они и не поженились, то к Ипполиту Надя точно не вернулась после всего этого. В ту ночь она поняла, что он ее недостоин.
Почему "Ирония Судьбы. Продолжение"... вовсе не продолжение истории Нади и Жени
Друзья, если хотите больше статей о советском кино на моем канале, не скупитесь на 👍 и комментарии. Так вы даете мне понять, какие публикации интересны моим читателям. Мало лайков, нет комментариев = делаю статьи на другие темы. Всем хорошего настроения!