В Иркутске есть место и пряничным домикам, и сталинскому ампиру, и стеклобетону
Иркутск понравился сразу – красивым вокзалом, который строили и перестраивали с конца позапрошлого века, синим простором, открывающимся с моста над Ангарой, деревянными домиками с кружевом карнизов, наличников и заборчиков, оригинальной архитектурой современных зданий.
Деревянное зодчество
Резных палисадов больше, чем в Вологде! К слову, вологодское деревянное зодчество напоминает иркутское.
Только там дома будто приподняты, парят над землёй, а в Иркутске – словно врастают в землю.
Скорость этого процесса зависит и от особенностей почвы, и от архитектурных предпочтений в разные эпохи в разных регионах – ведь если изначально окно находилось низко, то и вровень с тротуаром оно окажется раньше, чем окно в доме с более высоким фундаментом.
Отправляю фотографии в Вологду подруге, которая увлекается архитектурой – поэзией камня и дерева. Та сетует:
– В Иркутске берегут старые дома, а у нас поджигают.
Спа-салоны с резным палисадом
Увы, у иркутян та же беда. Земля в центре города стоит дорого. Снести памятник деревянного зодчества – незаконно, а после пожара можно строить очередной коммерческий объект.
Есть предприниматели, готовые обустраивать старинные здания. В центре Иркутска можно увидеть узорчато украшенные гостиницы и спа-салоны.
А совсем рядом –трущобы с заколоченными окнами и покосившимся профлистом, закрывающим бреши в стенах. Внутри – битый кирпич, мусор.
И всё же во многих домиках живут – не бомжи, а обычные люди.
В особнячках, некогда рассчитанных на одну семью, ныне чаще всего располагается несколько квартир. Стоит это жильё дешевле новостроек, но содержание его влетает в копеечку. Если дом признан памятником архитектуры, жильцы обязаны сохранять лепнину, фасад, ворота в первозданном виде, да и с проведением коммуникаций всё непросто.
На трёх языках
И вдруг передо мной вырастает комплекс из красивых, ухоженных деревянных зданий с ярко-белой на тёмно-коричневом фоне стен вязью декоративных элементов. Металлическая табличка «под старину» сообщает, что это муниципальное учреждение «Дом Европы», и его задача – установление и упрочение связей Иркутска с европейскими странами, налаживание культурного обмена.
Чуть ниже – современная вывеска «Общественная палата города Иркутска». Собственно, это целая усадьба, состоящая из нескольких домов, – историко-архитектурный комплекс, туристско-деловой центр администрации Иркутска. Кроме помещения, где заседают общественники, здесь есть и кафе, и туристический офис, и гостиница, и музей городского быта.
Во дворе – цветники, лавочки и, прямо под открытым небом, любопытная выставка всевозможных резных элементов архитектуры с их описанием.
К слову, все информационные стенды и поясняющие таблички – на трёх языках: русском, английском и китайском. Туристов из Поднебесной, как, впрочем, и из множества других стран, немало и на Байкале, и в Иркутске, который называют воротами Байкала.
Бурятские позы
Два вечера гуляли по Иркутску с моим другом Алексеем Худиловым. Полиграфист-профи, он при этом – самобытный художник-иллюстратор, с юмором хулиганствующий блогер и просто великолепный самодеятельный артист. Подтверждение тому – участие Алексея в проекте его земляка режиссёра Максима Кузикова «Секс, Бокс, Джаз» (16+) с подзаголовком «Чисто иркутские убийства» – серия чёрно-белых немых короткометражек в стиле нуар.
Некоторые эпизоды детективной эпопеи снимались в 130-м квартале – на пешеходной улице, где по старым чертежам воссозданы исторические здания.
Здесь и сувенирные лавки, и всевозможные кафе, и даже планетарий. Можно послушать уличных музыкантов, купить сувениры.
И, конечно же, попробовать бурятские позы – я вам обещала рассказать, помните? Позы – русский вариант бурятского «буузы» – это большущие пельмени, при лепке которых оставляют наверху небольшое отверстие, что весьма напоминает юрту.
Готовят их на пару. Едят руками, сначала надкусывая тесто и выпивая бульон. Пальчики оближешь! И в переносном, и в самом прямом смысле слова.
По обе стороны Ангары
Когда мы с Лёшей сыто и лениво выползаем из бурятского кафе, уже смеркается. Что не мешает нам дойти до знаменитого сквера Кирова, расположенного между улицами Ленина и монгольского революционера Сухэ-Батора, – официального центра Иркутска. Это поистине царство сталинского ампира. Административные здания, университетские корпуса, православные соборы и костёл – всё это даже несколько подавляет своим масштабом, хорошо подсвечено и прекрасно видно в темноте… жаль, при этом плохо поддаётся фотографированию мобильником. Как и набережная Ангары с памятником первому космонавту с диском у основания бюста, за что скульптура получила в народе название «Гагарин таблетку съел».
В следующий раз, уже когда я вернулась с Байкала, мы с Алексеем перебираемся на другой берег Ангары в знаменитый иркутский академгородок.
Со зданиями научно-исследовательских институтов, огромными деревьями в уютных дворах, ледовым Дворцом «Айсберг», грандиозным комплексом ультрасовременной, ещё строящейся 19-й школы, знаменитой универсальной научной библиотекой имени И. И. Молчанова-Сибирского и парком, который больше напоминает островок дикой природы.
От души благодарю друга Лёшу за увлекательные неформальные экскурсии, а он в ответ благодарит меня:
– Когда бы ещё увидел свой город глазами туриста!
Продолжение следует...
Автор: Елена Лещинская
Фото автора