На Ямале коренные народы и по сей день ведут прежнюю кочевую жизнь, сохраняя старые верования и соблюдая обычаи предков. Однако молодёжь все чаще тянется к большим городам, предпочитая блага цивилизации традиционному образу жизни. Старожилы, видя такую тенденцию, не спешат передавать им сокровенные знания. Как итог – в скором времени мы можем полностью утратить даже те сохранившиеся крупицы знаний о религиозном культе народа, который зародился ещё в ту далёкую эпоху, когда человек был неотделим от природы.
За этими процессами наблюдали исследователи, которые позже отражали эти события в своих воспоминаниях. Причем нередко эта борьба просачивалась и в художественную литературу. Вероятно, многие именно из книг узнали о могуществе шаманов, которое некогда по-настоящему пугало людей, доводило до дрожи и мурашек.
Исследователи писали и о том, что шаманы – неотъемлемая часть духовной жизни Русского Севера. Какая книга приходит на ум в первую очередь? Подсказка: одно из таких произведений было написано еще в советскую эпоху. И, конечно же, это произведения Вячеслава Шишкова «Угрюм-река», по которому совсем недавно сняли сериал с известными актерами. Отчасти популярность этой книги в том мистическом пласте, который заложен в сюжет.
Если вы читали это произведение или хотя бы частично с ним знакомы, то согласитесь, что земля, по которой протекала та самая Угрюм-река, была наполнена легендами и преданиями эвенского народа. В одной из глав главный герой посещает могущественную шаманку Синильгу, имя которой переводится как «снег» с эвенского языка. И ведь именно здесь главный герой обретает свою силу, а удача, помноженная на риск и смекалку, затем делает героя одним из богатейших людей своего времени. Следует отметить также, и внимательный читатель со мной согласится, что во время опасных приключений героя оберегает дух шаманки.
Автор произведения сам участвовал в экспедиции на Нижнюю Тунгуску в 1911 году. Тогда он много внимания уделял этнографии, изучал песни и предания тунгусов, тщательно их записывал и анализировал. Это помогло ему в дальнейшем создать такое прекрасное произведение, в котором, к слову, прослеживается повышенное доверие к языческим преданиям местного населения.
Еще одна книга, на которой хотелось бы остановиться – «Земля Санникова», написанная советским геологом и географом Владимиром Обручевым. Писатель создал мир, в котором теоретически могла протекать жизнь, описанная в книге. Если вы не читали это произведение, то стоит отметить, что сюжет развивается вокруг острова, подпитываемого теплом подземных вулканов. Там обустроилось племя онкилонов и сохранились виды животных, населявших Арктику в прошлом – мамонты, шерстистые носороги… Именно туда отправилась группа исследователей под руководством Матвея Горюнова.
Почему мы вспомнили об этом произведении? Все дело в образе шамана, с которым также знакомится читатель. В книге он предстает хитрым и расчетливым мистификатором и соглашается дружить с «белыми» людьми до тех пор, пока извлекает для себя выгоду. При этом в романе прекрасно показано отношение самих полярников к шаману – они воспринимают его как ненужного посредника в разговоре с местным населением. Ведь даже в моменты, когда племя принимало помощь от «белых» людей, то оглядывалось на мнение шамана, одобрит он такую «сделку» или нет.
Ритуалы, будоражащие кровь
В реальных записях советские исследователи по-разному отзывались о шаманах, за которыми им доводилось наблюдать. Кто-то был шокирован проводимыми ими обрядами, кто-то не воспринимал их всерьез. Но оставаться равнодушными не мог никто.
Обращаясь к многочисленным статьям, мы обнаружили случай, который произошел в 1930-х годах. Тогда в Чаунском районе зимовал советский ледокол. При этом сама местность, где остановилось судно, было крайне слабо обжито: там жили менее 2 тысяч человек. При этом сами полярники восхищались образом жизни северян – их мужеством, выносливостью, ориентированием на местности. А вот некоторые обычаи, принятые у чукчей, возмущали – например, многоженство или убийство ослабевших родственников.
Как писал исследователь Борис Конев, однажды ему довелось стать свидетелем странной на первый взгляд истории. Он сообщает, что в одной чукотской семье заболел старый охотник. Мужчина обратился к сыну с просьбой задушить себя, избавив от мучений. Но его сын к тому времени не раз бывал на советских пароходах и знал о врачах, которые могут помочь. Что, в принципе, он и сделал. В результате медикам удалось поднять старика на ноги, несмотря на то, что у него диагностировали воспаление легких – серьезное заболевание. И затем многие судовые врачи на собачьих упряжках отправлялись за сотни километров, чтобы помочь чукчам, хотя обычая смерти от руки близкого по-прежнему активно практиковался.
На этот ритуал обратил внимание другой полярный исследователь. Константин Званцев пишет, что однажды старая чукчанка почувствовала боль в животе. Она отправилась к своему сыну, собрала родственников и заявила, что собирается провести ритуал «смерти от любящих рук». Был устроен пир, во время которого женщина обратилась ко всем с советами и раздала все свое имущество. Позже сын обернул ее шею куском мягкой оленьей шкуры, набросил петлю из ремня, а родственники стали тянуть за концы.
Причем, пишет Званцев, нередко такой ремень рвался, жертва передумывала умирать и начинала молить о пощаде. Но считалось, что голосом больной разговаривает злой дух, поэтому повиноваться ему было нельзя – ведь он мог «увести под землю» весь поселок. И такой обычай «смерти от любящих рук» приветствовался шаманами, говорит исследователь, что возмущало полярников.
Образ другого шамана поселился в книге Тихона Семушкина «Алитет уходит в горы». Он списан с реального человека, который до установления советской власти «правил» районом Певека. Охотникам, например, приходилось получать одобрение шамана Алитета, чтобы отправиться на охоту. При этом шаман снабжал оружием и патронами. Когда заканчивались запасы мяса и наступал голод, многие, у кого были деньги, обращались за помощью к шаману. У него, отмечают исследователи, всегда были запасы. А вот если заплатить не удавалось, тогда Алитет мог нанять человека на работу. Но с приходом власти советов люди перестали обращаться к шаману, а его попытки насильно установить сотрудничество ни к чему хорошему не привели. Он долго кочевал по тундре, пытаясь отговорить чукчей от новых порядков, но его в результате отправили в Певек, где он и совершил самоубийство.
Однако же не все шаманы описываются как столь упрямые люди – в книге «Солнце над тундрой» упоминается ненецкий шаман Тимка, который привез жену в роддом, а в середине прошлого века и вовсе передал свои шаманские «доспехи» в местный музей.
Некоторые писатели отмечали, что на самом деле шаманы были волхвами дохристианской Руси. Они помогали сохранить языческую веру и родовые традиции, а также фольклор. Шаманы – живые носители знаний своего народа о себе самом, об истории, о мире. Несмотря на то, что некоторые их обряды могли удивлять или даже шокировать, они действительно были способны врачевать и обращаться к духам.
При этом можно не согласиться с таким мнением, ведь кто-то скажет, что цивилизация не может стоять на месте. Но судьба шаманов такова, что они внесли свой след в историю, который уже никогда не будет стерт или забыт.