В предыдущем посте о ситуации на станции «Динамо» можно увидеть много комментариев на тему современного строительства. Мол, плохо, не качественно, раньше такого не было и так далее.
В общем, мотив прослеживается один: «При Сталине такого не было!»
Конечно, это не так. Техногенные аварии, к сожалению были и будут. И чем больше объемы строительства, тем больше их будет. Естественно, современные средства проектирования и технологии строительства позволяют свести их к минимуму, но избежать их полностью не получится. Банальная статистика не позволит.
Кстати, на станции «Динамо» не авария. Посмотрите определение этого слова. Пока там просто неприятная и мокрая ситуация.
Работая в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) наткнулся в описях на дело с очень громким названием — «Заключение комиссии, созданной приказом НКПС № 850ц по строительству № 5 о причине аварии имевшей место на строительстве станции «Павелецкая» Московского метрополитена». Дело датировано октябрем 1945 года и оно относится к строительству станции на Кольцевой линии.
Шифр дела: РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д.2567.
Естественно, я ознакомился с делом и скопировал его. Теперь могу с вами поделиться. Текстом я приведу небольшую выдержки. В конце поста будут показаны все страницы дела и вы так же можете скачать файл этого документа.
28 августа 1945 года, в два часа ночи, в самом начале разработки двухметровой калотты, предназначенной для укладки колец тюбингов в правом тоннеле станции, сооружаемом с помощью эректора (так тогда назывались блокоукладчики) произошла авария.
При разработке известняка взрывные работы не применялись за 4–5 дней до аварии в штольне появилась воды с дебетом Q=10 м³/час. В дальнейшем приток воды прекратился. Но ночью образовался прорыв воды сбоку штольни.
Сначала произошел вывал незначительного количества карбонных глин и мелких глыб известняка. Затем последовал чистый песок.
Спустя некоторое время показался плывун. Его приток проходил с перерывами. Приблизительно через два часа, на поверхности началось образование воронки. Максимального размера (диаметра примерно 25 метров) она достигла к 8 часов утра, когда дальнейшее увеличение воронки прекратилось. Видимая глубина воронки достигла 13 метров.
В результате образования воронки подверглись частичному разрушению: жилой 2-х этажный дом № 20 по Малой-Татарской улице, у которого обрушился угол и школа РОНО, у которой обрушилась фасадная стенка и междуэтажные перекрытия, опиравшиеся на стену.
Несчастных случаев, ни с рабочими, ни с лицами проживающими в домах, подвергшихся частичному обрушению, благодаря своевременно принятым мерам — не произошло.
Как мы видим, комиссии понадобилось два месяца чтобы разобраться в этой ситуации, но вывод комиссии был весьма общий. Впрочем, судите сами. Приведу сокращенный вариант, а в документе сможете прочитать полный.
1. Принятый метод производства работ является допустимым с точки зрения тех геологических данных, которые имелись к началу выполнения проходки и, согласно которым, над местом прорыва имелось около 8 метров коренных пород.
2. Геологические условия, в натуре, оказались по видимому худшими, что выразилось в частичном размыве коренных пород (который трудно было обнаружить), в следствии чего и произошла авария.
3. Указанные обстоятельства требуют дополнительного бурения новых скважин, как для целей уточнения предполагаемого размыва, так и для более детального обследования геологии станции для установления методов дальнейших работ.
Воронка была засыпана, дома восстановлены (насчет школы не уверен). После уточнения геологии и методов работы проходку продолжили.
Сам документ вы можете скачать в виде pdf.
И все страницы этого документа в галереи:
Так что аварии были, к сожалению. И вариант «присталинетакогонебыло» совершенно не работает. Было, как видим.
Дополнение от читателя. Здание школы РОНО (районный отдел народного образования) до сих по существует. Викимапия пишет, что здание было построено в 1937 году по проекту архитектора Л. О. Гриншпуна как школа для детей Замоскворечья.
В 1941 году школу превратили в госпиталь, и с того момента здание было отдано медикам. До 2015 года — корпус № 1 (стационарное отделение) Медико-санитарной части № 32.
Теперь это Музейно-театральный центр Театрального музея им. А. А. Бахрушина.
И пару видов этой школы.