Найти тему
Russos

Авария на строительстве станции «Павелецкая» Кольцевой линии

В предыдущем посте о ситуации на станции «Динамо» можно увидеть много комментариев на тему современного строительства. Мол, плохо, не качественно, раньше такого не было и так далее.

В общем, мотив прослеживается один: «При Сталине такого не было!»

Конечно, это не так. Техногенные аварии, к сожалению были и будут. И чем больше объемы строительства, тем больше их будет. Естественно, современные средства проектирования и технологии строительства позволяют свести их к минимуму, но избежать их полностью не получится. Банальная статистика не позволит.

Кстати, на станции «Динамо» не авария. Посмотрите определение этого слова. Пока там просто неприятная и мокрая ситуация.

Работая в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) наткнулся в описях на дело с очень громким названием — «Заключение комиссии, созданной приказом НКПС № 850ц по строительству  № 5 о причине аварии имевшей место на строительстве станции «Павелецкая» Московского метрополитена». Дело датировано октябрем 1945 года и оно относится к строительству станции на Кольцевой линии.

Шифр дела: РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д.2567.

Естественно, я ознакомился с делом и скопировал его. Теперь могу с вами поделиться. Текстом я приведу небольшую выдержки. В конце поста будут показаны все страницы дела и вы так же можете скачать файл этого документа.

Станция «Павелецкая».
Станция «Павелецкая».
Титульная страница документа. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д.2567.
Титульная страница документа. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д.2567.

28 августа 1945 года, в два часа ночи, в самом начале разработки двухметровой калотты, предназначенной для укладки колец тюбингов в правом тоннеле станции, сооружаемом с помощью эректора (так тогда назывались блокоукладчики) произошла авария.

При разработке известняка взрывные работы не применялись за 4–5 дней до аварии в штольне появилась воды с дебетом Q=10 м³/час. В дальнейшем приток воды прекратился. Но ночью образовался прорыв воды сбоку штольни.

Сначала произошел вывал незначительного количества карбонных глин и мелких глыб известняка. Затем последовал чистый песок.

Станция «Павелецкая».
Станция «Павелецкая».

Спустя некоторое время показался плывун. Его приток проходил с перерывами. Приблизительно через два часа, на поверхности началось образование воронки. Максимального размера (диаметра примерно 25 метров) она достигла к 8 часов утра, когда дальнейшее увеличение воронки прекратилось. Видимая глубина воронки достигла 13 метров.

В результате образования воронки подверглись частичному разрушению: жилой 2-х этажный дом № 20 по Малой-Татарской улице, у которого обрушился угол и школа РОНО, у которой обрушилась фасадная стенка и междуэтажные перекрытия, опиравшиеся на стену.

Фрагмент документа. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д.2567.
Фрагмент документа. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д.2567.

Несчастных случаев, ни с рабочими, ни с лицами проживающими в домах, подвергшихся частичному обрушению, благодаря своевременно принятым мерам — не произошло.

Как мы видим, комиссии понадобилось два месяца чтобы разобраться в этой ситуации, но вывод комиссии был весьма общий. Впрочем, судите сами. Приведу сокращенный вариант, а в документе сможете прочитать полный.

1. Принятый метод производства работ является допустимым с точки зрения тех геологических данных, которые имелись к началу выполнения проходки и, согласно которым, над местом прорыва имелось около 8 метров коренных пород.
2. Геологические условия, в натуре, оказались по видимому худшими, что выразилось в частичном размыве коренных пород (который трудно было обнаружить), в следствии чего и произошла авария.
3. Указанные обстоятельства требуют дополнительного бурения новых скважин, как для целей уточнения предполагаемого размыва, так и для более детального обследования геологии станции для установления методов дальнейших работ.
Редкий чертеж в документах. Схема выработок станции и место воронки. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д.2567.
Редкий чертеж в документах. Схема выработок станции и место воронки. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д.2567.

Воронка была засыпана, дома восстановлены (насчет школы не уверен). После уточнения геологии и методов работы проходку продолжили.

Сам документ вы можете скачать в виде pdf.

И все страницы этого документа в галереи:

Так что аварии были, к сожалению. И вариант «присталинетакогонебыло» совершенно не работает. Было, как видим.

Станция «Павелецкая».
Станция «Павелецкая».

Дополнение от читателя. Здание школы РОНО (районный отдел народного образования) до сих по существует. Викимапия пишет, что здание было построено в 1937 году по проекту архитектора Л. О. Гриншпуна как школа для детей Замоскворечья.

В 1941 году школу превратили в госпиталь, и с того момента здание было отдано медикам. До 2015 года — корпус № 1 (стационарное отделение) Медико-санитарной части № 32.

Теперь это Музейно-театральный центр Театрального музея им. А. А. Бахрушина.

И пару видов этой школы.

Школа РОНО. https://pastvu.com/p/151491. На переднем плане как раз двухэтажный домик, который разрушился. Именно тут будет в 1946 году воронка. Кадр 1935 года.
Школа РОНО. https://pastvu.com/p/151491. На переднем плане как раз двухэтажный домик, который разрушился. Именно тут будет в 1946 году воронка. Кадр 1935 года.
Улица Татарская, д. 20 — медсанчасть № 32. Фото Б. Н. Иванов. https://pastvu.com/p/90618
Улица Татарская, д. 20 — медсанчасть № 32. Фото Б. Н. Иванов. https://pastvu.com/p/90618