Найти тему
Russia bikepacking

Велопоход по Кавказу 09-19 октября 2021 - часть 4

В данной части мы рассмотрим:
01. Стратегия
02. Маршрут и треки
03. Логистика и провоз велосипедов
04. Формат транспортировки снаряжения
05. Питание (завтрак, ужин, обед, питьё, БЖУ, кухня и топливо)
06. Снаряжение и экипировка, ремнабор и аптечка
07. Погода
08. Связь
09. Культура
10. Сложности
11. Выводы

01. Стратегия
Максимально эффективное использование светового дня. Рассвет в 06.30, закат в 17.30 = 11 часов ходового времени.
Для этого планировались:
- ранние подъёмы до рассвета;
- поздние остановки на ночёвку в сумерках;
- питание сублиматами без варки;
- отсутствие обеда, только перекусы на ходу;
- мало остановок и много движения.

02. Маршрут и треки
Треки обеих частей маршрута
Кавказские горные дороги характеризуются крутыми уклонами и подвижным камнем. Уклоны 10-12% считаются хорошими, а порой, достигают и 25%. Гуманные уклоны оказались только в Северной Осетии. Для комфортной езды нужны очень хорошая физподготовка и умение управлять велосипедом на крутых спусках с очень плохим покрытием.

Маршрут пришлось поделить на 2 части и между ними сделать проброску на машине. С учётом изменений, маршрут получился динамичным и разнообразным, что и требуется для гонки.

На каком велосипеде ехать, решать только вам - всё зависит от целей. Но тормоза стоит ставить гидравлические! Мы же ехали на найнерах-хардтейлах с амовилками и резиной 29х2.25

Велосипедный маршрут по Кавказу хорош тем, что из любой точки можно очень быстро спуститься на высоту в 1000 метров, где обязательно будет населённый пункт. Это крайне хорошо для аварийных сходов с маршрута!

03. Логистика и провоз велосипедов
Туда: квартира - грузовое яндекс-такси - аэропорт Пулково - самолёт компании "Россия" - аэропорт Минеральные Воды - такси-минивэн - жд Минеральные Воды - электричка Ласточка - жд Кисловодск - наши спины - гостевой дом Кисловодск

Обратно:
гостевой дом Назрань - велосипед - жд Назрань - электричка Ласточка - Пятигорск (за коробками под велосипеды) - электричка - жд Минеральные Воды - такси-минивэн - аэропорт Минеральные Воды - самолёт компании "Россия" - Ксения (жена Максима) на машине забрала нас - квартира

Велосипеды в самолёте везли без учёта габаритов в счёт нормы бесплатного провоза багажа - 23 кг. Везли в коробках из под велосипедов, чтобы не таскать чехлы и не заморачиваться с разбором/сбором велосипедов.

Контакты водителя минивена в Минеральных Водах
Контакты водителя минивена в Минеральных Водах

Коробки взяли в магазинах СПб и в Триал-Спорте г. Пятигорск, предварительно туда позвонив. Какими коробки прилетели в Питер, можно посмотреть на фото ниже - это в первый раз такое за пару десятков перелётов. Ничего не сломано, ничего не потеряно, но не понять, что делали с коробками. В следующий раз снова с коробкой полечу :) Главное, не забывать весь перевозимый багаж к велосипеду привязать!

04. Формат транспортировки снаряжения
Было выбрано сочетание хорошо забытого старого и очень старого, которое сейчас считают за новое. А именно: рюкзак для пешего туризма 30 л на багажнике и нарульная система + герма 9 л + 2 кормушки по 1 л на руле + 2 гермы по 2 л на вилке.

Распределение багажа по велосипеду.
Распределение багажа по велосипеду.

Нарульную систему и кормушки приобрели у питерской компании по пошиву снаряжения для велотуризма Nerpa Gear Остались крайне довольны качеством! Кормушки за счёт четырёхгранной системы крепления держались мёртво. Кидал на дно по велокамере 29х2.25. Сверху личный ремнабор, камера Gopro9 + 2 аккума, нож складной, фонарик налобный, дневной перекус, а это без малого 0.5 кг провизии!
Нарульная система регулируется проставками, чтобы можно было самостоятельно отрегулировать расстояние до руля.

Гермомешок на 9 л покупал в магазине Сплав. В нём вёз спальник, лёгкую пуховку, пуховые чуни для сна и тёплые рейтузы. Всё было сухое.

Гермомешки на 2 л покупал на Алиэкспрессе. В одном из них вёз экстренную телоаптечку, в другом - не экстренную телоаптечку. Всё было сухое. Гермы крепил к вилке с помощью ремней Sea to Summit (они разной длины бывают, можно выбрать себе нужную). Единственный отрицательный момент заключался в том, что герма и ремни скользили по вилке и попадали в спицы на траске (то есть, почти постоянно). Думаю, на ноги вилки натянуть старую камеру в следующий раз, чтобы было сцепление.

Рюкзак Outventure Flash 30 покупали в Спортмастере. Рюкзак для пешего туризма в соотношении цена/удобство/качество - выше всех похвал. Из плюсов:
- объём 30 л можно регулировать за счёт крышки-скрутки и утяжек по бокам;
- с лицевой стороны клапан на молнии в основной рюкзак;
- удобный поясной ремень и система крепления лямок к скрутке рюкзака;
- цена 3200 рублей без бонусов (с бонусами ещё на 1000 дешевле можно взять);
- вес 660 г.

-6

Рюкзак крепили к багажнику с помощью системы из ткани и ремней. Сама основа крепится на 4 точки к багажнику, а также ремнём через подседельный штырь. Два ремня утягивают систему сверху, один спереди через подседельный штырь и один сзади. Рюкзак сидит мёртво. Под ремни можно ещё что-нибудь напихать. Для защиты от воды взяли чехлы, но оказалось, проще рюкзак пихнуть в мусорный пакет - 100% защита от воды. При желании можно подрабатывать велокурьером :)))

05. Питание
Питание для меня было экспериментальным полностью, поэтому старались разнообразить рацион, чтобы они не надоедали и, чтобы выявить те, которые не подходят по личным критериям: завтраки и ужины из сублиматов с мясными и колбасными добавками, на обеды использовали энергетические батончики, сгущёнку, шоколадки, энергетические гели.

Вес дневного рациона оказался тяжеловат - 1100 г на человека. Со старта мы везли еду на 5 дней пути, чтобы не отвлекаться на магазины, которых в первой части практически и не было.
Далее у нас была отправлена посылка в гостевой дом посёлка Безенги с едой ещё на 4 дня и то же самое, но на 3 дня, в гест населённого пункта Чми.
Магазины периодически встречаются. В основном скудные.

На завтрак готовили:
- Сублимированные греча с копчёностями, греча с говядиной, греча с курицей, картофельное пюре с говядиной - 2 пакетика по 40 г на человека на 1 приём пищи.
- В основное блюдо добавляли сырокопчёную колбасу - 50 г на 1 приём пищи.
- Вместо хлеба использовали сухарики - по 15 г на человека на 1 приём пищи.
- Вместо чая и кофе пили восстанавливающий напиток Адаптофит - по 25 г на человека на 1 кружку. К напитку прилагалась трубочка со сгущёнкой - 70 г на 1 приём пищи.
Итого: 240 г

На ужин готовили:
- Омлет с копчёностями, омлет с сыром - 3 пакетика по 30 г на человека на 1 приём пищи.
- Заправляли мясными добавками от компании Кронидов (очень удобные по 100 г - 1 пакетик на 1 человека (можно на двоих, но мы жировали) на 1 приём пищи). Говядина по-кахетински, курица Мехико, говядина мясная, курица в чесночном соусе.
- Вместо хлеба использовали сухарики - по 15 г на человека на 1 приём пищи.
- Вместо чая и кофе пили восстанавливающий напиток Адаптофит - по 25 г на человека на 1 кружку. К напитку прилагалась трубочка со сгущёнкой - 70 г на 1 приём пищи.
Итого: 300 г

Раскладка жиробасная конечно! Недостатка в питании не испытывали совсем. Хочу попробовать уменьшить дозировку сублиматов.
Отвращения к продуктам не было. Очень понравились "стограмовики-заправки" от компании Кронидов и Омлеты Гала-Гала.

В целом, такое питание имеет место быть! Недостатка в БЖУ организм не испытывал - запас прочности оставался. Пюре можно сублимированное не покупать - можно заменить на более дешёвые картофельные хлопья из какой-нибудь "сетки". Неприязни к каким-либо продуктам замечено не было.

На обеды была углеводная обеденная раскладка.
Состав:
Твикс с карамелью - 55 г
Гематоген - 30 г
Гели - 2х60=120 г
Энергетический батончик Фрутилад - 30 г (мне понравились, Максу не очень)
Энергетический батончик Есо - 40 г (мне понравились, Максу не очень)
Сгущёное молоко с какао - 270 г (можно делать напиток, можно пить так)

Итого: 545 г продуктов - 299 г углеводов = 1517 ккал

Такая раскладка значительно экономит время на готовке - можно есть в процессе передвижения. Что особенно важно в холодную и сырую погоду. Голода не испытывали. Больше всего выбесили гели - тяжёлые, протекают (всё липкое и грязное, если в пакет не упакуешь). Мне кажется, на "дальняк" не имеет смысла их брать: по весу вдвое тяжелее батончиков, по углеводам то же самое.
Воду пили из открытых и закрытых источников, заправляли изотоником SIS с электролитом в виде таблеток. Также взяли разные вкусы для проверки восприятия организмом. Для меня стало открытием, что изотоник со вкусом ананаса мне противен :)))

Белки. Жиры. Углеводы.
Завтрак: Б = 39.1; Ж = 29.7; У = 107.6
Обед: Б = 24.4; Ж = 30.6; У = 254.9
Ужин: Б = 55.1; Ж = 60.5; У = 63.2
Итого: Б = 118.6; Ж = 120.8; У = 425.7
Соотношение: 1 х 1 х 3.6
Для гор вполне достаточно.

Энергия.
По данным с упаковок: 4389 ккал
Не усваивается порядка 30%
Итого в день: 3072 ккал

Голода мы не испытывали. Мышцы не забивались. Упадка сил не ощущалось.

Кухня и топливо
Для варки был взят Джетбойл 0.9 л (350 г) - система из горелки и котла с радиатором. Также были взяты: титановая горелка (30 г) - не использовали; ветрозащита из титана (30 г) - не использовали; использовали пластиковую подставку под баллон (20 г) для большей устойчивости конструкции.
Макс взял силиконовые складные тарелку и кружку, я ел и пил из титановой кружки 0.6 л.

Для приготовления пищи мы использовали газ, который закупили в Спортмастере. Взяли из расчёта 12 г на человека на один приём пищи.

Количество человек - 2.
Один приём пищи = 12х2 = 24 г
Количество запланированных дней = 12
Количество приёмов пищи в день = 2 (в 1 и 12 день - один приём пищи)
Количество приёмов пищи на поход = 2х12-2 = 22
Масса газа в баллоне: 230 г
Итого: 24х22 = 2.3 баллона
Взяли 3 штуки по 230 г, чтобы выкидывать использованные.

По факту получилось 12 приёмов пищи, приготовленных на газу и использован 1 баллон. Считаем:
230/12/2 = 9.5 г на человека на один приём пищи.
Кипятили 2.3 л воды для сублиматов, питья и термосов по 0.5 л - ничего не варили.
Готовили при температурах от +4 до -2 градусов на высотах от 1000 м до 2500 м над уровнем моря.

06. Снаряжение и экипировка, ремнабор и аптечка
Голубым выделено, что можно было не брать без потери безопасности и комфорта. С покрышкой вопрос спорный, но я бы второй раз не стал брать - это не совет, просто я знаю, что буду делать в случае пореза.

Акклиматизацию в этот раз не проходили - максимальная запланированная высота была 3700 м, а ночёвки не должны были превышать 2700 м. Дошли до 3500 м на 4-й день пребывания на Кавказе - проблем со здоровьем не испытывали.
Фейк на счёт разного ощущения высоты в Гималаях и на Кавказе ожидаемо оказался фейком. Высота на Кавказе ощущается точно также как и в Гималаях на той же высоте. Но! Это касается высоты до зоны постоянных снегов. Выше будут отягощающие поражающие факторы действовать и будет реально хуже, чем в Гималаях на той же высоте, но без снега.

Вопреки всем скептикам, считающим, что в 0 градусов я погибну, взял синтетический спальник от компании Sivera на комфортную температуру
от +4 до -2. Спальник не самый лёгкий (735 г), но в по соотношению цена/вес/качество - можно сказать что топчик :) Мне он обошёлся в 12 килорублей. Спал я в том же в чём и ходил по лагерю (джемпер из пауэр грида, лёгкая пуховка, компрессионные рейтузы, тонкие спортивные штаны с виндстоппером спереди, шорты прималофт) + пуховые чуни. Было жарко - спальником больше накрывался, чем залезал в него как в кокон.
Чтобы подстраховать себя от холода, взяли надувные коврики Therm-a-Rest с теплоизоляцией до -17 градусов и электронасосом на батарейках.

-12

Отдельно хочу остановиться на шортах-самосбросах из прималофта, купленных в Спортмастере. Крайне удобная штука, и на маршруте, и на стоянке! Я искал пуховые, но не нашёл коротких, поэтому взял прималофт.

Также хочу уделить внимание контактным китайским велотуфлям с грунтозацепами. Раньше я ездил в туринговых контактных ботинках. В них было относительно удобно ходить по камням, но в крутую гору что-то переть жутко неудобно - ноги проскальзывали. Тогда я попробовал в простеньких походах покатать/походить/потаскать велосипед в велотуфлях с грунтозацепами, дело наладилось - в гору идти стало гораздо удобнее. Взял китайские по скидке за 1800 рублей, чтобы было не жалко убить за 1 поход - на фото видно, что с ними стало за 10 дней пути (грунтозацепы сточились в ноль, протектор подошвы полый и протёрся, материал обшаркался о камни). Но они прошли тяжёлое испытание - посмотрим сколько проживут. По курумнику в них ползать однозначно неудобно, но я не страдал.

А вот чего мне не хватало, так это ветрозащитного жилета из мембраны - весит мало, толку много.
И да!
Пуховые чуни для сна - обязательны к покупке :)))))

07. Погода
Я рассчитывал на то, что на Чёрном море влажность в октябре снижается и осадков на Кавказе должно быть меньше. В целом, мои ожидания оправдались. Но не обошлось и без сюрпризов, местные жители на протяжении всего маршрута говорили, что сентябрь был неожиданно очень дождливым. Перед нашим приездом был циклон и снегом завалило всё уже на 2500 м. Но когда едешь на высокогорье, надо готовиться к снегам даже летом, особенно на Кавказе!
Из 11 дней дождливым был только один. Температура ночью опускалась до -2 градусов на высотах 2500 м. Днём держалась в районе 10-20 градусов. Так что можно сказать, что нам повезло и не повезло одновременно. Повезло, что не было осадков, но не повезло, что они случились перед самым нашим приездом.
ВАЖНО! Наш поход не говорит о том, что у вас с погодой будет также! Готовиться на Кавказ надо очень основательно в любой сезон!

08. Связь
Для связи взяли спутниковый коммуникатор Garmin inReach mini. С его помощью можно отслеживать перемещение группы по маршруту, писать и получать смс сообщения.

-14

09. Культура
Вот такую памятку нашли в одном из гостевых домов. Особого гостеприимства мы не испытывали, но и вражды тоже. Кто-то помогал, кто-то имел с нас выгоду, но всё прошло мирно и спокойно.

10. Сложности
Основные сложности, которые я выявил для себя: броды и психологическая подготовка.
1. При проезде бродов (у нас они были только на стартовом ущелье, но много), ботинки промокали от брызг, хоть я и старался ехать аккуратно. В минусовую температуру ноги замерзали сильно - приходилось спешиваться, благо крутых подъёмов хватало :)
2. Психологически я был готов много ходить и таскать на себе... Вверх! Но не вниз же!!! А местами приходилось спешиваться - очень крутые спуски с подвижным камнем. Тут 2 варианта проезда: либо ехать быстро (нужны навыки), либо ехать медленно, жечь тормоза и постоянно находиться в состоянии баланса.

11. Выводы
1. Разведка маршрута проведена успешно.
2. Золотую осень мы увидели во всей красе - золото деревьев и снега гор, создавали потрясающий контраст на фоне пожухшей травы.
3. С погодой... Я бы снова поехал в октябре. Но тут уже решать вам :)
4. Стратегия хоть и провалилась (в движении мы находились всего лишь 2/3 светового дня), но мне понравилась (в отпуске хочется больше кататься, позалипать я могу и на работе). Буду работать над ней и дальше.
5. Формат перевозки снаряжения для такого похода подошёл отлично! Были пешие участки, где удобно иметь заплечный рюкзак с поясным ремнём. Вот только при езде на спусках не очень удобно назад откидывать корпус - попа в рюкзак упирается.
6. Физподготовка и техника на троечку у меня по пятибальной. Надо работать над этим.
7. Питание зашло хорошо, но слишком тяжёлое - буду корректировать состав. Кое-что можно было и на месте покупать.
8. Снаряжение и экипировка не подкачали. Ремнабор и аптечка практически не понадобились.

-16

Содержание:
01 часть - художественное описание первой части похода (предпоходные дни в Кисловодске - 4 ходовой день).
02 часть - художественное описание второй части похода (5 - 8 ходовые дни).
03 часть - художественное описание второй части похода (9 - 11 ходовые и постпоходные дни).