Найти в Дзене
Даниловский краевед

Сотский стан. Село Качаево. 4. Общество ревнителей исторического просвещения

Ссылка на предыдущую часть:

Часть 4. Село Качаево в 1897 году.

К концу 19 века в селе Качаеве насчитывалось 17 дворов крестьян и 7 зданий церковного посёлка. Всего – 24 жилых здания.

Вот так выглядит список хозяев крестьянских дворов по данным переписи населения 1897 года:

1. Сушкин Артемий Андреевич, 51 г., полицейский десятский;

2. Карпов Николай Федорович, 40 л., слуга-трактирщик;

3. Макаров Константин Борисович, 26 л., мастер меднолитейщик;

4. Максимов Иван, 37 л., скорняк-работник, проживает в г.Ярославле;

5. Макаров Андрей Емельянович, 47 л., скорняк-работник;

6. Макаров Николай Иванович, 42 г., земледелец, церковный сторож;

7. Смирнов Николай Кузьмич, 30 л., работник в трактире;

8. Морозова Настасья Наумовна, 60 л.;

9. Морозов Пётр Гордеевич, 70 л., служил слугой-трактирщиком в Москве;

10. Холостов Наум Трофимович, 53 г., сапожник;

11. Иванов Порфирий Иванович, 50 л., земледелец;

12. Макаров Фёдор Максимович, 28 л., скорняк-работник;

13. Половинкин Василий Иванович, 26 л., каретный мастер-маляр;

14. Плёткина Варвара Харитоновна, 44 г., на отхожих промыслах;

15. Васильев Ефим Васильевич, 58 л., сотский полицейский;

16. Устинья Васильева, 90 л., нянька;

17. Савельев Артемий Гурьянович, 56 л., хозяин постоялого двора;

Всего жителей в селе насчитывалось 97 человек. Все дома крестьян в селе были деревянные, покрыты соломой. Двое жителей села числились работниками полиции. Это были выборные должности и кажется даже не оплачивались. Что-то вроде народных участковых, следивших за порядком в округе.

В селе жили три скорняка и сапожник, работавшие вероятно у себя на дому. Кузнец-меднолитейщик и каретный мастер ходили на работу в мастерские, расположенные где-то в другом месте. Трое трактирщиков проживали в Качаеве, откуда следует, что в 1897 году в селе имелся свой трактир с постоялым двором хозяина Савельева А.Г.

-2

Церковный посёлок села включал в себя 7 строений: дом священника, дом псаломщика, школа, дома дьячка, просвирницы и две кельи для одиноких старушек.

В 1885 году на средства прихожан, то есть самих крестьян, в селе была организована церковно-приходская школа. При этом надо отметить, что совсем рядом, в селе Ильинском ранее была открыто земское народное училище. В чём отличие церковно-приходской от земской школы? Основное отличие состояло в источнике финансирования. Ильинская земская школа содержалась на средства земства Даниловского уезда. Качаево же числилось в Любимском. Так что качаевские дети формально не могли посещать Ильинскую школу. Качаевские жители видимо заметили пользу от школы у соседей и призадумались о своей. Запросили Любимское земство о помощи и, очевидно, не получили таковой. Пришлось им решать самим этот вопрос своими силами, за счет церковного прихода.

-3

До этого события издавна некоторые детишки обучались грамоте непосредственно на дому у священника или у псаломщика. Как писали в анкетах – «у дьячка». Такое полудомашнее образование было однобоким (читать, писать, считать) и фрагментарным. Наконец, для учебных целей в селе было подготовлено отдельное деревянное здание, крытое дранкой (вновь построенное либо переделанное из избы).

В тот момент, когда переписчик явился в школу, учреждение проработало уже 11 лет. Переписчик переписал учеников, находящихся в здании. Их оказалось в тот момент всего 8 человек. Скорее всего это неполный состав школы, учеников должно было быть несомненно побольше. В школе учились 2 или 3 года. Дети при этом размещались в одном классе. Из предметов преподавались Русский язык, Церковнославянский язык, Арифметика, Письмо, Пение, Закон Божий. Возраст учеников обычно составлял от 8 до 13 лет, но особых ограничений по возрасту не было. В 12 – 13-летнем возрасте дети как правило, в зависимости от физического развития, уже шли работать, уходили в город «мальчиками» в обучение различным профессиям.

-4

При школе проживал и учитель. В 1897 году в качестве новой учительницы в качаевской школе числилась молодая девушка Лида – Лидия Гурьяновна Сахарова. Родом она была из города Данилова. Это был для неё первый рабочий год. Она накануне закончила Ярославское духовное училище. В школе она проживала со своей матерью. В школе также, в отдельной комнате, жила кухарка-уборщица Авдотья Хрусталёва из Баскакова.

Накануне переписи на должность священника тихвинского прихода села Качаева был поставлен тоже молодой выпускник Ярославской духовной семинарии Александр Сергеевич Семёновский. Ему тогда исполнилось 25 лет, у него молодая жена и новорожденный сын. Священнику нельзя было вступать в священство неженатому, так что сразу после выпускного молодые батюшки как правило шли под венец. При вступлении в сан батюшки иногда принимали новые фамилии. Судя по ней отец Александр происходил из села Семёновского Пошехонского уезда либо отдал дань уважения своему тестю. Отец Александр, кроме служения в церкви, преподавал в школе Закон Божий и Пение.

Семья проживала в добротном большом поповском доме под железной крышей, доставшемся вероятно от предыдущего священника (недвижимость принадлежала приходу). С молодыми проживала и тёща. Священнику по штату полагалась домработница-кухарка, которая проживала с ними же в доме – из местных крестьянок Марфа Морозова. Дом располагался за церковью в сторону реки.

В общем из материалов переписи мы видим, что в дореволюционной России образованная молодежь ехала на село и поднимало Нечерноземье, уже тогда об этом пеклось государство. И жильё, как говорится, предоставляется, и кухарка в придачу. В обществе модны были идеи народников, толстовцев. Распространению грамотности среди крестьян тогда охотно посвящали себя многие молодые люди.

Вскоре, буквально через пару лет после описываемых событий переписи и приезда «молодых специалистов», при школе была обустроена библиотека с читальней. Она была объявлена народной и бесплатной. Именовалась она следующим образом: «народная библиотека имени «Общества ревнителей русского исторического просвещения». Вероятно, устроено была хлопотами молодой учительницы Лидии.

У церковного прихода села Качаева к 1908 году в банке лежал небольшой капителец в 2000 рублей (по нашим деньгам это примерно 3 млн. руб.), плюс к этому некий причтовый капитал в 4219 рублей (на наши почти 6 млн. руб.). Служители прихода получали годовое жалование 392 рубля (попу, псаломщику, учительнице, дьячку, просвирнице и сторожу). В месяц это получалось на всех около 45 тысяч на наши деньги. Согласитесь, на 6 семей это крайне скромно даже по тем, не очень сытым временам.

-5