Не зря говорят что Индия – это страна контрастов. Богатейшее историческое наследие, красочные религиозные культы здесь сочетаются с колоссальной человеческой неустроенностью. Прекрасные парки и пятизвездочные отели для туристов соседствуют с повальной нищетой местного населения.
Вот так и город Газиабад, который фактически является пригородом индийской столицы (но остающийся самостоятельной территориальной единицей), как нельзя лучше доказывает наличие этих контрастов. Высокие современные дома, чистые широкие проспекты, развесистые пальмы на обочинах и на берегах рукотворных каналов, улыбчивые прохожие – все это парадная сторона Газиабада. И гигантские горы мусора, горящие свалки, чадящие трубы промышленных зданий, огромное количество нищих и оборванных людей – теневая сторона этого города.
В мировом рейтинге качества городского воздуха Газиабад не сходит с первых строчек. Находиться тут просто опасно как для жизни в целом, так и для здоровья, но все же здесь живет около 2 миллионов человек. Среди гор мусора и невыносимого запаха. Живут и радуются жизни, словно не замечая творящегося кошмара вокруг них.
А ведь каких-то 100 лет назад все было совсем не так. Вырос Газиабад на берегу прекрасной реки Хиндон и первоначально был курортным местечком для отдыха колониальной знати. Ну а что – чистый воздух, спокойная река, умеренный климат. А главное – близость блестящей столицы жемчужины Британской колониальной империи.
И первоначально Газиабад так и развивался как курортное местечко рядом с Дели. Но как планета–гигант оказывает гравитационное влияние на свои спутники, так и Дели постоянно влиял на свой пригород. И вскоре это влияние из положительного превратилось в отрицательное, а вскоре и вовсе в катастрофическое.
Дело было в разделении Британской индийской колонии на два государства – Индию и Пакистан. Произошло это в 1947 году. Индия осталось населена преимущественно сикхами, а Пакистан мусульманами. Разумеется, и там и там были свои беженцы, которые после установления границы устремились к своим землякам. В Индии беженцы с Пакистанских территорий предпочитали компактно селиться в различных местах. В Северной Индии этим местом стал Газиабад. Вместе с существенным увеличением населения стали в Газиабаде и появляться промышленные предприятия. И это было неизбежно, ведь в городе были прекрасные условия для этого. Во-первых, близость к столице. Во-вторых, железная дорога. И в-третьих – дешевая рабочая сила, переселившаяся сюда с севера.
В общем город стал расти как опара на дрожжах. Сыграло тут свою роль и общий курс страны на урбанизацию, то есть на переселение жителей в города. И это понятно – такому огромному количеству населения (больше миллиарда человек) было просто невозможно прожить "на земле" – в селах и деревнях. Люди устремились в города.
Вот Газиабад и стал расти и развиваться ускоренными темпами. Только вот роль города кардинально поменялась. Из курортного рая, места отдыха столичной элиты он стал превращаться в промышленный пригород с металлургическими, химическими, текстильными и электронными производствами. При строительстве этих заводов никто не заботился об утилизации отходов и стоков – широкой разноцветной рекой они хлынули в речку Хиндон, которая раньше была главной достопримечательностью города. Ядовитые отходы, густой едкий дым из труб полностью окутали город. А тут еще роза ветров сложилась крайне "удачно" для города. Весь Делийский смог постоянно сносило ветром именно в сторону Газиабада.
И ладно бы воздух над городом. Чему тут удивляться, разве мало в мире городов, в которых из-за выбросов нечем дышать. Не это было главное. Главное заключалось в том, что городская власть не сумела (а может и не захотела) организовать в быстрорастущем Газиабаде хоть какую-то систему сбора и утилизации бытовых отходов. Именно бытовой мусор и стал главным бичом города, поставивший его в первую десятку непригодных для жизни мест.
Вместо сбора мусора в жилых районах были просто организованы мини–свалки отходов. И даже не организованы, а просто стихийно возникли при полном попустительстве властей. Эти свалки быстро росли, объединялись с соседними и вскоре расползлись по всем окраинам Газиабада, частично заползая даже в центр города.
В горах этого мусора постоянно рылись люди в поисках чего-то ценного, жили те, кому больше было негде жить. Тут играли дети и паслись коровы, к которым в Индии, как известно, трепетное отношение. А постоянный ветер разносил этот мусор все дальше и дальше.
Не сказать, чтобы местные власти не пытались бороться с мусором. Но момент уже был упущен и все, что они могли – это периодически опустошать мини-свалки, которые опасно подобрались к центру Газиабада. Но весь собранный мусор свозился за городскую черту, которая через пару лет становилась уже городом. В общем свалки не исчезали, они просто мигрировали.
В конце концов Газиабад превратился в одну большую мусорную кучу, в которой по какому-то недоразумению выросли многоэтажные дома и поселились люди. Единственное светлое пятно – это центр города, за которым властям удается худо–бедно следить и который изображен на всех рекламных буклетах. А в паре километрах от центра – мусорные горы, мусорные моря, мусорные реки. И все это периодически горит, гниет в сезон дождей и распространяет вокруг себя чудовищное зловоние, к которому без труда привыкли местные жители.
К чести властей стоит сказать, что проблемой газиабадского мусора озаботились уже на правительственном уровне. Здесь ударными темпами стали строиться мусоросжигательные заводы, была принята программа рекультивации свалок. Но все это дело очень долгое и пройдет не один десяток лет, пока жители Газиабада смогут вздохнуть полной грудью чистый городской воздух. Если конечно всё не разворуется и не заглохнет на корню, как это часто бывает.
Еще по теме: От покрышек до стекляшек. Необычные свалки планеты
(Статья подготовлена по материалам сайтов: ru.wikipedia.org; womanhit.ru; realt.onliner.by)
P.S. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.