В моей учительской практике, особенно советских времён, было обычным делом – посещать неблагополучные семьи и семьи неуспевающих. Чаще всего это было настоящей мукой, потому что идти в чужую семью, в чужой дом без приглашения не было, так скажем, верхом приличия.
Социальных педагогов в те времена не было, поэтому классный руководитель приглашал кого-то из предметников (кто соглашался), и компания из двух-трёх человек наносила визит семье. Как оказалось, подобная практика продолжается даже в наши «нездоровые» времена.
Прочтите, что пишет молодая учительница ВКонтакте (естественно, что пишет анонимно):
«Администрация нашей школы выступила с инициативой: создать на базе СОШ комиссию по надзору за малообеспеченными и проблемными семьями учащихся. Два раза в неделю комитетчики обязаны делать поквартирный обход поставленных на внутришкольный учёт семей, составлять всевозможные акты, писать отчёты, приглашать на беседы (день бесед отвели среде), устраивать мероприятия по профилактике правонарушений среди подопечных (типа игр, квестов, викторин). В члены комитета записалась завуч по внеклассной работе - дама пятидесяти восьми лет, активистка, спортсменка (скандинавская ходьба) и коммунистка со стажем. Ей в помощь подогнали нас - МС, первого и второго года работы. И никого не волнует, что у меня нагрузка 36 часов, подготовка к урокам, проверка тетрадей, классное руководство. А я, между прочим, замуж собралась!»
В школах есть социальные педагоги, в чьи обязанности входит «вести» проблемные и неблагополучные семьи. Школьные психологи тоже помогают с «трудными» детьми.
Безусловно, работа классных руководителей по-прежнему подразумевает знакомство с семьями детей, но вот посещение семей в сегодняшние дни – это уж слишком.
Да и не обязаны семьи распахивать двери даже перед завучем. Посмотрите, как отреагировали коллеги на жалобу молодого специалиста.
«Научитесь самому важному при работе в школе: говорить НЕТ и по-доброму, но жёстко посылать лесом. Любить вас и так никто не будет - хоть вывернись наизнанку. А вот своё здоровье, нервы и прочее - намного важнее».
«У классного руководителя и учителя нет никаких полномочий ходить по квартирам. Это дело опеки и социальных органов. Только когда у вас на руках предписание, выданное соц опекой, только тогда вы имеете право посещать такие семьи. Причём, с социальным педагогом, членом род. комитета. В ином случае имеете шанс побывать в прокуратуре. Семья может написать на Вас жалобу и будет права. Из личного опыта...».
«Какие молодцы эти все советчики! Меня вот в августе директор очень и очень настойчиво сватал в добровольную дружину, а я не пошёл. Теперь вот работаю в другой школе, хотя совсем не МС и вроде даже умею неплохо работать, категория есть и даже ученая степень. Пофиг, не хочешь делать то, что хочет директор - меняй школу. Так что, боюсь, МС'у нужно либо уходить, либо "сидеть и не рыпаться", если уходить некуда».
«Некоторые учителя и детей своих по утрам и вечерам видят, так и живут. Это ж кабала, либо работаешь учителем, либо не работаешь, всё просто».
«Я однажды прослушала крики завуча в трубку о том, что я должна, а потом сказала, что включила громкую связь, муж все слышал и возмущен. Впервые тогда передо мной извинились».
«Очень понравилось про зам.директора по воспитательной работе. Прямо себя увидела. Я коллега её».
Мнения, как и следовало ожидать, разделились, но большинство учителей не одобряют подобные «походы» по домам. И я не одобряю тоже. Есть органы опеки, работники полиции (если надо), есть телефоны и соцсети, чтобы поддерживать связь с родителями.
А вы что по этому поводу думаете, дорогие читатели? Всем желаю здоровья и благополучия! И до новой встречи на моём канале!