Зачем напрягаться, когда можно не напрягаться? Пока одни рыбы яростно штурмовали берега материков и пытались выбраться на сушу, цефаласпис плескался в тёплой воде и наслаждался жизнью. И при этом он умудрился пережить многих!
Несмотря на архаичность и комичный вид, цефаласпис был весьма продвинутым членом тусовки бесчелюстных панцирных рыб. Всё благодаря накачанным мышцам хвоста и грудным плавникам, они компенсировали вес мощного головного щита длиной до 20 см — треть всей длины тела!
Броня цефаласписа стоит отдельного внимания, визитная карточка как-никак. Их панцирь — сплошная кость повышенной прочности, толщина которой доходила до 3 сантиметров. К тому же, она почти целиком состояла из дентина. Эта ткань намного крепче обычной костной, из неё состоят наши с вами зубы. Под панцирем прятался весь внутренний мир животного: от мозгов до позвонков.
Вместе с бронёй рыбка прокачала и органы чувств: тут вам пара глаз, ноздря между ними, электрорецепторы на щитке и сейсмосенсорная боковая линия — специальный орган для ощущения колебаний воды. Глаза смотрели строго наверх — с их помощью рыбёха высматривала хищников, ведь никакого оружия эволюция ей не подарила.
Жизнь бронерыбки не пестрила интересными событиями. Рот в нижней части головы обходился без челюстей, поэтому цефаласпису оставалось только изображать пылесос. Он всасывал съедобный мусор вперемешку с песком и процеживал его в поисках органики. В его рот помещались только небольшие рачки, так что за поисками пищи приходилось проводить много времени.
К сожалению, ни мощная броня, ни коллекция сенсоров не позволили цефаласпису пережить девонское вымирание, во время которого неожиданно, как по щелчку пальцев, исчезли почти все бесчелюстные рыбы. Но бронерыбка смогла протянуть больше 40 миллионов лет — рекорд, побить который дано не каждому.
С вами была Книга животных!
Палец вверх, подписка — неоценимая поддержка нашего труда.