«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало и бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего,» – такими словами начинается книга, о которой я так долго мечтала и которую получила в подарок в этот Новый год. Это история государства Российского Н.М. Карамзина.
В самом деле, мысль о важности исторического знания, кажется, лежит на поверхности. Почему же наши дети все меньше интересуются историей своей страны? Да что там говорить о стране? Молодое поколение часто равнодушно к истории своей семьи, своего рода? Как там писал Евгений Евтушенко: «И про отца родного своего мы, зная все, не знаем ничего»…
Два вечных русских вопроса: кто виноват и что делать?
Конечно, масса голосов всегда готова обвинить школу: плохо учат, неинтересно рассказывают, натаскивают только на тесты… И возможно, что это так. Но мне кажется, что виноваты в первую очередь мы, родители… Мы, которые так озабочены будущим детей, из развитием, воспитанием, образованием, мы, готовые тратить деньги на студии, кружки, репетиторов, тьюторов, психологов, коучей и т.д. Мы готовы развлекать детей в каникулы горными лыжами, концертами, театрами, кино, играми и под.
А готовы ли мы вместе провести вечер за рассматриванием фотографий в альбоме? А это ведь первый шаг к изучению истории своей семьи, своего рода.
С чего начать?
Начните вместе смотреть фото, на которых есть ребенок: сначала фото сегодняшнего дня, потом вспомните события, которые запечатлели на фото месяц назад, год назад. Что помнит ребенок об этом дне? Помнит ли события? Сохранила ли его память собственные мысли и чувства? И постепенно отдаляйтесь от сегодняшнего дня: на полгода, на год, на два… Посмотрите фото, где ребенку 3, 2 года… Обязательно спросите его, что он помнит. Люди помнят себя с разного возраста. Я помню себя с трех… Моя дочь- со школьного возраста, сын – с двух лет…
Второй этап. Покажите ребенку фото, где он у мамы в животике, где папа с мамой -жених и невеста… И говорите о любви… Ребенок должен сознавать, что он желанный, долгожданный, что он и есть плод вашей любви…
Третий этап. Посмотрите вместе фото, где папа и мама были его возраста, а потом, где они совсем маленькие, а бабушка с дедушкой – новобрачные…
И так можно смотреть о прабабушках, о прадедушках и других «прапра», насколько позволит фотоархив…
Главное-начать…
Спасибо, что дочитали мои размышления… Поделитесь, пожалуйста, своим опытом. Как вы с детьми изучаете историю семьи, страны? Что они знают о своем роде? Любят ли исторические фильмы и книги? Что вместе читаете? Что вместе смотрите? Буду рада вашим рекомендациям.