Римская цивилизация на протяжении почти всей своей истории была прекрасным в своем многообразии и в своей унификации образованием. С одной стороны, весь Pax Romana впитал в себя римское право, римские технологии, римские обычаи, римскую экономическую систему - что и говорить, даже язык римлян приобрел в рамках европейской цивилизации ни с чем не сравнимое значение. С другой стороны, Рим был крайне толерантен почти ко всем проявлениям культуры подчинённых народов. В частности, многие культы были заимствованы римлянами у соседних цивилизаций и племен. Однако была вещь, которая бесила римлян больше всего на свете. Авраамические религии.
История взаимной нелюбви последователей Юпитера и Саваофа началась ещё с прихода римлян на Ближний Восток в середине I в. до н.э. В ходе весьма успешной для Рима кампании Иудея стала зоной римского влияния, а к началу I века н.э. была присоединена к Империи. На этом моменте иудеям было предложено стать полноправным народом Римской Империи со всеми вытекающими. Было только одно "но": взамен за это необходимо было 1) послушно платить налоги, 2) признать главенство и божественную природу императора. Итог известен всем: несколько восстаний, широкомасштабная партизанская кампания, тонны взаимной НЕНАВИСТИ и расселение внушительного числа евреев из Иудеи на мороз. Впрочем, большую часть времени до восстания Бар-Кохбы (131-135 г. н.э.) иудеи и римляне сосуществовали более-менее мирно, а институт первосвященничества органично вписался в структуру местного управления.
Однако сам по себе иудаизм религия крайне неоднородная. В рамках иудаизма всегда уживалось несколько философских школ, возглавляемых авторитетными законоучителями - это приводит к тому, что религиозный авторитет первосвященника вовсе не безграничен (в отличие от Папы и патриарха в христианстве, мнение которых является истиной в последней инстанции. Это дало благодатную почву для дробления иудаизма на секты, одной из которых как раз-таки стало христианство.
На момент описываемых событий христианская секта в иудаизме уже существовала, но не проявляла себя ввиду не очень большой численности. Первые гонения на христиан начали, собственно, сами консервативные иудеи, потому что оппозиционное мессианство, составление собственного Завета и следование не Пятикнижию, а новой книге - это слишком большое diversity даже для иудаизма. Так как первосвященники и римские власти любили и умели действовать сообща, иудейским религиозным властям была дана в отношении христиан свобода действий, которой они не преминули воспользоваться. Так, в 44 году был казнён апостол Иаков Зевведеев, а в 62 году - первый архиепископ Иерусалимский Иаков.
Признавая божественную природу только Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа, христианское вероучение сознательно шло вразрез с религиозной политикой римских властей, в соответствии с которой император признавался божественным существом. В распространении христианства (напомним, что иудаизм, в отличие от христианства, не является религией прозелитов) на Ближнем Востоке римляне видели, как сказали бы сейчас, угрозу государственной безопасности. Естественно, начало открытой конфронтации христианства именно с римлянами было лишь вопросом времени.
Первые известные непосредственно римские гонения на христиан начинаются при императоре Нероне. В поджоге Рима он обвинил христиан, как малопонятного, далёкого и бессловесного врага (наподобие того, как если бы Путин сейчас официально обвинил жидомасонов в какой-нибудь техногенной катастрофе). Римлян умело, как сейчас говорят, забайтили, и результаты не заставили себя долго ждать - массовые казни христиан прошли во всех крупных городах, где были найдены общины. Тацит пишет:
"И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличённых не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения".
Второй виток гонений начался почти через 30 лет, при Домициане. В этот раз христиане рассматривались уже как сила, действительно угрожающая общественному порядку: известным христианам предлагалось принести в жертву статуе императора. Делать это они, естественно, отказывались, за что были умерщвляемы. Вообще надо сказать, что весьма многие императоры, желавшие отличиться сильной властью на основе традиций, нередко сразу за поощрением языческих религиозных традиций и усилением культа императора переходили к помножению на ноль христианских общин, которые, блин, все росли и набирались влияния. Так, масштабными гонениями отметились Марк Аврелий, Септимий Север, Деций Траян (первый император, при котором доказать непринадлежность к христианству под угрозой смерти был законодательно обязан КАЖДЫЙ житель империи), Требониан Галл и Валериан. Тут стоит упомянуть важный факт: в 131 году христианство и иудаизм окончательно разделились, так как христиане отказались признать национал-освободителя Шимона Бар-Кохбу Мессией. Поэтому, начиная с этого момента, христиан и евреев "гоняли" уже отдельно.
Кризис 3 века привнёс в практику гонений новый характер - массовость. Все три волны гонений в 3 веке (Деций Траян, Требониан и Валериан) теперь затрагивали не только аристократию и самых видных христиан, а вообще всю религиозную общину. При этом наравне с целями чисто идеологическими преследовались и цели меркантильные - империи попросту нужны были деньги, а потому реквизиции имущества у христиан приняли массовый характер. Все эти гонения были кратковременными из-за чехарды императоров на троне и каждый раз после обострения следовало примирение властей Рима и христиан.
Пик гонений пришелся на правление Диоклетиане. Императору ОЧЕНЬ хотелось вернуть былое величие Рима. Поэтому он провел масштабную административную реформу, перекроившую Империю в кучку лоскутов, реформировал налогообложение, распределил обязанности по управлению Римом с ещё тремя молодчиками, а до кучи провел САМОЕ масштабное гонение на христиан из известных в истории Рима. В ходе этого кундштюка ВСЕ христиане империи лишались права исповедовать свою религию (и становились обязаны принести жертву римским богам), а также поражались в юридических правах (лишились права вообще обращаться в суд). Священные книги, храмы и предметы культа уничтожались, самих священников предавали казням и пыткам. "Гражданским" тоже пришлось несладко: христиане были смещены со всех государственных должностей.
Однако Диоклетиан не учел двух важных факторов, так и не позволивших ему уничтожить христиан. Первый из них - конечно, их численность и присутствие во всех сферах Рима (к христианской церкви принадлежали люди социальным статусом от нищих до сенаторов). Второй - ослабление власти цезаря из-за диоцезального разбиения империи. Вкупе это привело к тому, что гонения продолжались ровно в тех местах, где это не было саботировано или отложено в долгий ящик, и ровно до тех пор, пока местные верхи считали это нужным. Хрупкой системе постоянных гонений для развала хватило одного императора Константина, в 313 году объявившего христиан равноправными гражданами Римской Империи. До признания христианства официальной религией оставалось почти семьдесят лет.
Автор - Павел Ильчук