Его называют Мертвым городом, но тысячи туристов стремятся сюда, чтобы увидеть руины некогда красивых зданий, поросших буйной растительностью, и посмотреть, как выживают оставшиеся в нем немногочисленные местные жители, обитающие в пустынном ныне Ткварчели. Мало кто из них задумывается, что у этого города есть душа, разбитая прошедшей в 90-е годы войной на тысячи осколков, разлетевшихся по разным городам и странам...
Ткварчели - так называли по-грузински этот город раньше, Ткуарчал или Ткварчал - так именуют его по-абхазски сегодня - был основан в лихие военные 40-е годы, когда страна остро нуждалась в топливе для военных предприятий, армии и флота. Здесь, в горном районе Абхазской АССР еще в 1935 году начал работать каменоугольный рудник имени Сталина. Первая его шахта была оснащена самой современной техникой того времени, а вокруг постепенно разрастались шахтерские поселки где жили шахтеры. К началу войны добыча угля здесь шла полным ходом, к тому времени до Акармары была подведена отдельная ж/д ветка, по которой перевозился уголь и было организовано пассажирское движение, активно велось строительство жилья, причем строили здесь на совесть, это были не просто "спальные районы", на их планировку и архитектурные изыски денег не жалели - здесь воздвигались пусть и не высокие, в силу гористой местности, но просто роскошные по меркам того времени дома в стиле сталинского ампира.
В 1942 году было принято решение объединить шахтерские поселки городского типа - Акармара, Джантуха, Поляна и другие - в город Ткварчели, который стал индустриальным центром крупнейшего в Закавказье района добычи каменного угля. Во время Второй Мировой войны город был главным поставщиком угля для Черноморского флота, его жители сделали многое для того, чтобы приблизить победу СССР над фашистами.
В послевоенные годы пленные немецкие архитекторы и инженеры были брошены на восстановление города и их силами было построено много зданий в западно-европейском стиле, которые придали городу неповторимое очарование.
Шахтерский город, окруженный со всех сторон горами, расцветал буквально на глазах. В 50-60 годы в городе проживало около 40000 жителей. Здесь были построены мощная ГРЭС - ее первая очередь была сдана еще в 1938 году, вторая и третья - в 1949 и 1957 годах,
доломитовая фабрика, заводы строительных материалов и электромеханических изделий, работали кинотеатры, театр, химчистки и парикмахерские и даже функционировал бальнеологический курорт, на котором можно было подлечиться в радоновых источниках, было несколько школ и детских садов.
Прилавки магазинов в Ткварчели ломились от дефицитных товаров, которые и в Сухуми не всегда можно было найти, а шахтерский городок в те годы снабжали по полной программе, ведь профессия шахтера тогда очень ценилась. Благодаря горному рельефу Ткварчели был разделен на Верхнюю и Нижнюю площадки, связанные между собой кольцевой автомобильной дорогой, электрической канаткой и длинной лестницей, насчитывающей 232 ступени.
Центр и жилые дома были расположены на Верхней площадке, в советское время там жила элита города, располагался Горсовет,
шахтоуправление,
стадион. А на Нижней площадке находились ГРЭС, поселок Энергетиков, где жили рабочие люди, шахтеры, а также железнодорожная станция и автовокзал - приезжающие туда пассажиры могли подняться на Верхнюю площадку на канатке. Канатная дорога имела не только пассажирские линии, но и грузовые, по которым транспортировали уголь.
Здесь же, внизу, располагался завод стройматериалов, Центральные электромеханические мастерские и даже 2 секретных военных завода - "Заря" и "Аргонавт", на которых производили электронику для боевых ракет. Попасть в Ткварчели по распределению на работу в советское время было большой удачей. Развитая городская инфраструктура, теплый климат, красивые горные пейзажи и близость к морю делали город весьма привлекательным для проживания.
Как рассказывает мой знакомый, Гурам М., чье детство и юность прошли в этом шахтерском городе, в советское время здесь проживало около 40 различных национальностей - грузины и абхазцы, евреи и русские, армяне и азербайджанцы, киргизы и казахи, курды и татары - и все мирно уживались в Ткварчели - самом многонациональном городе Грузинской ССР. "У нас в классе учились ребята самых разных национальностей и все мы очень крепко дружили в те годы", - вспоминает Гурам и показывает мне старое, местами потрескавшееся и потертое черно-белое фото своих школьных друзей.
"Это где-то 72-73 годы, мы с друзьями на школьном дворе. Может кто-то из них увидит это фото и вспомнит наши прекрасные детские годы, проведенные в Ткварчели..." - ностальгирует по прошлому Гурам. Свои воспоминания о том светлом времени детства он пытается сохранить и в своих стихах, читая которые, так и чувствуешь запах кипарисов и цветущих роз, а также аромат грузинской кухни, которым веет из окна - это мама Гурама готовит обед для большой семьи.
Двор детства
Во дворе у дома строй из кипарисов,
Ивушек плакучих, изумруды листьев – слез;
В огороде тети Ани клумбочка с нарциссами
Перед домом кустики ароматных роз!
Между садиком и школой, небольшой пустырь,
В окружении больших, зеленых платанов
И летает колобочком, мячика пузырь,
Где в футбол гоняет кучка, босоногих пацанов!
Девочки под пальмою в магазин играют.
Листочки подорожника - денежки у них…
Домино за столиком. «Козла» там забивают
Мужики соседские, соображая на троих…
И слышна мелодия из окна открытого,
Вика там играет гаммы, всех с ума сводя,
Вкусный запах носится, здесь обеда сытного,
То гуляш готовит вкусный, мамочка моя!
Неотложка подъезжает, тут к подъезду прямо…
Очень неприятный, неожиданный сюрприз,
Но примета точная – «Динамо» проиграло,-
У Джгаркава дяди Вано, просто - гиперкриз!
В садике напротив бегают детишки!
Стайка шумных воробьев села на забор…
Это наше детство, все здесь счастьем дышит!
Это наш веселый, шумный, дружный двор!
А время, и правда, было золотое для жителей Ткварчели. Хочешь учиться - учись, хочешь работать - работай и зарабатывай себе на достойную жизнь. Гурам по окончанию школы получил высшее образование в Питерском электротехническом институте и вернулся домой, к родителям.
Первое время работал дежурным инженером смены на электростанции, зарплата была маленькая, и со временем, когда он обзавелся семьей, пришлось перейти работать на шахту.
"Шахтерам в те годы отменно платили, с премией я получал в 80-е иногда до 1000 рублей!" - рассказывает он. - "Работал подземным электриком, потом назначили механиком участка, в забое не все время проводил, но приходилось частенько туда спускаться."
Работа эта была не только ответственная, но и, порой, опасная для жизни: в 1990 году 8 марта на шахте в Ткварчели произошла трагедия: нарушив правила техники безопасности при взрывных работах, рабочие наложили на слой угля взрывчатку и взорвали, случился выброс метана и 9 человек погибли. Гурама в этот момент не было в шахте, но он потерял в этой трагедии своих друзей и сослуживцев. "Хоронили погибших всем городом, погибли начальник участка Коломеец, горные мастера Цвижба, Джикидзе, взрывник Машков, проходчик Белов... страшная трагедия для города была," - рассказывает он.
Но не прошло и пары лет, как на Ткварчели обрушилась новая беда: во время грузино-абхазского конфликта 1992-1993 годов город пережил тяжелейшую блокаду, длившуюся 413 дней! Жертвами блокады, частых бомбёжек города и голода стали несколько сотен мирных граждан.
Один из местных жителей, очевидцев событий тех лет рассказывает:
«Впереди стояли грузинские войска, которые постоянно обстреливали Ткварчели, сзади - горы. Еды практически никакой. Только изредка на вертолете с «большой земли» доставляли продовольствие. Но его естественно не хватало. Люди делились тем, что имели. Помню одно время из еды дома был только мед и больше ничего. На завтрак мед, в обед мед, на ужин мед… Временами на позиции больше думал об еде, чем о вражеской пуле. Постоянное чувство голода – это то, с чем ассоциируется у меня блокадное время».
В городе проживало много русских, и, чтобы помочь им МЧС России на вертолетах привозил гуманитарную помощь и эвакуировал больных и детей. Всего за время блокады было вывезено около 2,5 тысяч человек. Но во время одного из таких "вывозных рейсов" случилась трагедия: 14 декабря 1992 года вертолет был обстрелян и упал на землю горящим, в результате чего погибли более 80 человек, из них 35 детей.
Военные действия 1992-93 годов нанесли непоправимый урон городу, было разрушено множество зданий, которые за тридцать прошедших после войны лет так и не восстановили. Кроме того индустриальный потенциал Ткварчели был вырублен под корень, шахты закрыты, другие предприятия также прекратили свою работу... Многие семьи потеряли кормильцев, кто-то волею случая покинул родные края, да так и не вернулся на родину.
Тысячи ткварчельцев сегодня живут далеко от родного города - жизнь раскидала некогда дружных ребят разных национальностей из соседнего двора, которые здесь дружили, любили и бегали на дискотеку веселой компанией. Сегодня каждый выживает, как может. Душа Ткварчели, разбитая прошедшей в 90-е годы войной на тысячи осколков, разлетелась по разным городам и странам...
Вот и мой знакомый Гурам после войны вынужден был покинуть свою родину и уже 30 лет он там не был... Он часто пересматривает старые фото своего родного города со слезами на глазах, и, вспоминая, какая прекрасная жизнь там была во времена СССР, посвящает стихи любимому городу:
Мое родовое гнездо -
Барак "метростроя" в Ткварчели;
У подножья скалистой Айссры,
В продуваемом ветром ущелье.
Где стремителен птиц полет
И чаек крикливых визги,
Хрустальные воды к морю несет,
Виляя змейкой, Галидзга…
Где самшита хмельной аромат,
Перемешанный с ГРЭСовским дымом!
Городок словно райский сад,
Меж гор растянулся красиво!
То Абхазии милой кусок.
Средь кораллов морских и жемчужин;
Изумрудный мой городок,
На свете ты самый лучший!
Его ткварчельский друг Георгий Кемулария, живший в Ткварчели в одном дворе с Гурамом, сегодня тоже частенько вспоминает родные края. Георгий пишет музыку к песням, многие из которых посвящены любимому городу и необыкновенно красивой природе той горной местности, которая его окружала.
К сожалению, некогда процветающий шахтерский город Ткварчели, который после войны 1992-93 годов покинуло большинство жителей, медленно умирает вот уже три десятка лет. Из 40000 жителей сейчас в нем осталось максимум тысяч 5, это те, кто по какой-либо причине просто не в состоянии выехать в другой город.
В этой старой полуразрушенной 6-этажке на улице Алябьева в Акармаре живёт один-единственный старик, всеми забытый и заброшенный, ему просто некуда деться, вот и доживает свой век в некогда роскошном по советским временам сталинском доме...
Следы прошедших на этой земле в 90-е годы военных действий можно увидеть повсюду, вот, например, что осталось от некогда величественной ткварчельсткой ГРЭС, центральный павильон которой сегодня стоит в руинах, порос мхом и дикорастущими кустарниками.
Гигантская труба ГРЭС, построенная когда-то на совесть военнопленными немцами, во время грузино-абхазского конфликта выдержала удар 500-килограмовой авиабомбы, которая взорвалась внутри, но труба при этом уцелела! Правда осталась с дыркой в боку.
Вот так надёжно строили в советское время! А сегодня она стоит в центре Нижней площадки в бездействии, среди руин окружающих ее зданий, как огромный монстр, напоминая всем своим видом о былых временах...
Некогда шумный и наполненный приезжающими пассажирами, сегодня ткварчельский железнодорожный вокзал заброшен, никому не нужен и забыт.
Дома, построенные в мавританском стиле пленными немцами поросли травой и деревьями,
а это жилой дом на 3-м участке, сохранивший следы прекрасной европейской архитектуры позднего барокко и раннего модерна, практически полностью пустует...
Канатная дорога в Ткварчели не работает с 1993 года, ее станции и механизмы были повреждены во время войны. Вагончик канатки, долгое время висевший над городом, был символом разрушенного и заброшенного города. Несколько лет назад канатку пришлось полностью демонтировать.
А это бывшая Центральная обогатительная фабрика, куда привозили добытый в шахтах уголь и антрацит. Там они проходили начальный этап обогащения и сортировки. Сейчас это богом забытое место...
Шахтерские поселки, входившие в состав Ткварчели, сегодня превратились в руины и развалины. Вот так выглядит один из них - поселок Поляна,
а это - бывший рынок в Акармаре, который уже никогда не станет прежним местом шумных сборищ местных торговок и домохозяек,
акармарская больница сегодня зияет пустыми глазницами выбитых окон,
на жилые дома в Акармаре тоже без слез не взглянешь...
Гордость Тквартчели - железнодорожные мосты над рекой Аалдзга (по-грузински ее называли Галидзга), которых было 3 или 4 около города, они соединяли между собой шахтерские поселки. Один из них был единственным в СССР мостом с изгибом! Изогнутый мост до сих пор является одним из главных символов города, но, конечно, по нему уже давно не ходят поезда, да и пешком ходить там достаточно опасно - вдруг что-нибудь обвалится...
В Ткварчели годами многие квартиры стоят пустыми, а в некоторых многоквартирных домах живет буквально по одному человеку - они рассказывают, что вот в этой квартире у меня склад, а в этой я сплю, а в соседней могу принимать гостей...
Работы в городе фактически нет, хотя есть действующая школа, маленькие частные магазинчики. Но народ при первой возможности бежит на заработки куда глаза глядят, ведь не все могут прокормить свою семью на подножном корму - многим жителям приходится выращивать в огородах кукурузу, овощи, зелень, чтобы было чем питаться, ведь денег в этом крае фактически нет.
Мы отдыхали в Гагре в отеле, где обслуживающий персонал состоял из мамы Тамары, дочки Софико и маминой подруги Ирмы с мужем Арчилом - все они приехали на заработки из Ткварчели и живут прямо в отеле. Пока есть в отеле постояльцы - они работают, но как только все разъедутся после новогодних праздников, они должны будут вернуться домой и ждать начала летнего курортного сезона, растягивая заработанные "копейки". И тогда, если хозяин отеля их не подведет и вызовет, то они будут работать все лето и начало осени за, между прочим, не такую уж и большую зарплату - 15-20 тысяч в месяц.
Однако, в последнее время в бывшем шахтерском городке появилась некая надежда на возрождение. Правительство страны, наконец, обратило внимание на проблемы города. И потихоньку начинает выделять средства на восстанавление больниц, детских садов и жилых домов.
Сегодня бывший Ткварчели, переименованный в 1995 году в Ткуарчал понемногу пытается реанимироваться, некоторые улицы и дома уже привели в порядок, например, проспект Карла Маркса выглядит уже вполне респектабельно,
да и на Советской и Ленина дома тоже подремонтировали. Но пока это лишь капля в море от общего жилого фонда в городе, который находится в полном упадке.
Местные жители, кстати, в посление годы связывают надежду на восстановление города вовсе не с возрождением промышленных предприятий, а с развитием... туризма! Ведь сейчас город пользуется большим интересом у заезжих туристов, которые приезжают сюда поснимать советские заброшки - они весной, во время цветения церциса или Иудина дерева, выглядят просто потрясающе!
Кроме того, рядом с городом есть красивейшие водопады и ущелья,а также родоновые источники и при правильном вложении средств здесь можно было создать центр притяжения туристов, не хуже, чем в курортных городах Абхазии!
Понравилась статья? Поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал "Надюшка -путешественница", я буду стараться радовать вас интересными статьями и видео.
Полную подборку статей и видеороликов о нашем путешествии по Абхазии можно увидеть здесь: