Приветствую вас, уважаемые читатели!
Предлагаю начать наше гастрономическое итальянское путешествие с современного признания наследия предков. Речь идет об особенных знаках качества, отличающих особенные продукты, или специалитеты, традиционные для конкретной местности или для страны в общем, уникальные и требующие сохранности и защиты от подделок.
Чтобы не уходить глубоко в даты и цифры, скажу, что именно традиционные итальянские продукты чаще всего становятся объектом фальсификации. Конечно, в первую очередь, из-за их популярности и народной любви к ним. Этой теме я посвящу отдельную статью.
Итак, начало 90-х годов, Италия на пороге вступления в Европейский союз. К тому времени уже существуют сертификаты вин, подтверждающих их географическое происхождение, а европейские страны столкнулись с массовой фальсификацией популярных продуктов.
Так, под эгидой Европейского Союза, в Италии рождается система сертификации, учета и контроля продукции растениеводства, животноводства и переработки, имеющей особенную ценность для национальной идентичности страны.
Итак, что мы имеем.
DOP - Denominazione di Origine Protetta - Наименование Места Происхождения Защищенное.
Самый главный знак, стоящий на вершине иерархической пирамиды, а потому и с самыми строгими требованиями.
Пройти сертификацию DOP может только продукция, уникальная в своем роде и неповторимая в другом месте благодаря набору факторов:
· климатические особенности территории происхождения,
· применение традиционных техник производства и переработки,
· сохранение традиционных ремесел и промыслов.
Приобретая продукцию, сертифицированную DOP, Вы гарантированно приобретаете продукт высочайшего качества, производство которого от начала и до конца осуществляется на исторической территории, строго регламентировано на каждом этапе и контролируется соответствующим Консорциумом.
IGP – Indicazione Geografica Protetta – Указание Географического наименования Защищенное.
Сертификацию IGP проходит продукция, характеристики которой, ее качество и репутация неразрывно связаны с территорией – населенным пунктом, провинцией или регионом.
Согласно требованиям сертификации IGP, на указанной в наименовании территории должен быть осуществлен как минимум один этап производства.
В любом случае, продукция, сертифицированная IGP, также производится в строгом соответствии с техническими регламентами и под контролем Консорциумов, а значит потребителю гарантировано неизменное качество и безопасность продукта.
STG – Specialita Tradizionali Garantite – Традиционные Специалитеты Гарантированные
В данном случае под защиту взяты типичные продукты, связанные с определенной территорией традициями, культурой, историей, сложившимися ассоциациями, но не обязательно производимые на этой территории.
Продукты STG также производятся в соответствии с утвержденными техническими условиями, в которых четко определены исходные продукты и требования к ним, технология производства, а также характеристики, свойства и особенности, отличающие продукт STG от других похожих продуктов.
Иными словами, продукт STG гарантирует соблюдение традиционной рецептуры или методов производства, и аутентичных ингредиентов, но не требует производства в определенной местности.
Самый лучший пример специалитета STG – неаполитанская пицца, которая может быть произведена в любой точке Италии, но сертификацию STG может получить только при соблюдении требований к исходным продуктам и строгом следовании технологии производства.
Контроль за соблюдением технических регламентов, а также за возможным появлением на рынке контрафактной продукции, осуществляют специально созданные Ассоциации производителей (т.н. Консорциумы).
Ну, и на последок, достаточно новая категория, пока не встретившая отклика у производителей, и соответственно, не часто встречающаяся на прилавках - PAT - Prodotti Аgroalimentari Tradizionali (italiani) – дословно Продукты Агропродовольственные Традиционные (итальянские).
В Перечень PAT включаются продукты, «полученные проверенными временем методами переработки, консервации и выдержки, одинаковые на всей территории региона, по традиционным правилам, не претерпевшим изменений в течение последних 25 лет».
Перечень обновляется и публикуется Министерством ежегодно 31 декабря. В 2021 году Перечень П.А.Т. включал 5480 позиций, а среди всех регионов лидирует Кампания, зарегистрировавшая 569 наименований традиционных продуктов.
Уф, пока все) обещаю не загружать вас академической информацией. Но данное введение нужно было сделать, поскольку в будущем мы часто будем использовать эти аббревиатуры, и говорить о Консорциумах.
А как вы относитесь к фальсификатам? Готовы пожертвовать качеством в обмен на цену и доступность?