Перескажу версию одного историка, изложенную на встрече со школьниками в библиотеке. Я сначала опешила: так это было необычно. А потом смотрю – а дети-то слушают ))
Маленькое предисловие, говорит лектор: прежде, чем откуда она сама, ее родители, ее род. Сначала – что такое Ранняя Русь, что такое восточная Европа в IX-X веках. Потому что время Ольги – это эпоха викингов.
Кто такие викинги?
Это такая боевая группа скандинавов, которые совершали грабительские набеги на кораблях на прибрежные страны. Ближние и дальние.
Все это началось в самом конце VIII века, в IX-X веках, когда скандинавы научились строить парусные корабли. Которые ходили уже и с веслами, и под парусом.
На этих драккарах (драконах) морские разбойники нападали на побережье Западной Европы, на побережье Прибалтики. По рекам Восточной Европы попадали в Константинополь. Нанимались на службу к византийским императорам. Это была эпоха бури и натиска. Их вожди вступали в смешанные браки. И вот как раз Рюрик со своими братьями Трувором и Синеусом и были наполовину славянами.
Древнейшая русская летопись Иоакимовская,
которая, к сожалению, исчезла, была некоторое время в распоряжении нашего земляка историка Василия Никитича Татищева. Согласно ей где-то там далеко на западе было племя бодричей или ободритов. И был у них вождь по имени Гостомысл.
В 844 году у этих бодричей было страшное сражение с немцами. Немецкие хроники пишут, что Гостомысл погиб в бою. Немцы одержали победу.
Но франки, соседнее государство, будущая Франция, в своих хрониках ехидно пишут, что немцы были разбиты, Гостомысл жив и здоров. Поэтому, кому верить, нужно хорошо подумать.
Иоакимовская летопись говорит, что Гостомысл жив, но четыре его сына погибли в боях. Видимо, на западе. И вот он появляется в восточной Европе по просьбе местных племен. Это тот самый Гостомысл, который фигурирует в ранних русских летописях. В том числе в "Повести временных лет".
Так вот, о Рюрике
И вот, когда в 859 году Гостомысл начал изнемогать, уже после того, как славяне местные – псковичи, новгородцы – сбросили шведское владычество (здесь шведы брали дань), они стали думать, кого пригласить на княжение. Потому что не осталось у Гостомысла мужских потомков, все погибли.
Но было три дочери.
И все три были выданы замуж. Одна – за князя Изборского. Но их сын ни на что не годился, то есть не блистал талантами. Другая – за Вадима Храброго в Новгороде, который потом поднял мятеж против Рюрика. А третья была выдана на западе за некоего князя варяжского. От которого и произошел Рюрик. Который военными и государственными талантами как раз и блистал.
Современные наши российские историки считают, что Рюрик западных хроник и Рюрик наших летописей – одно и то же историческое лицо. Это очень много нам чего дает.
Так вот, когда в 862 году местные племена передрались между собой и погрязли в усобицах, им пришла в головы светлая мысль призвать князя со стороны. Вот они и призвали Рюрика. Летописи говорят, что 8 сентября 862 года Рюрик вместе с братьями и дружинами на 160 своих замечательных кораблях причалил к Ладожской пристани.
С этого момента и ведет свою историю государство, которое специалисты сейчас называют Ранняя Русь.
С братьями пришло большое войско, которое называло себя Русью. Они говорили на варианте скандинавского языка. Скорее всего на датском диалекте. И вся эта ранняя русь славянского языка не знала. Это были прекрасные воины. Каждый из них стоил 10-12 западных ополченцев. Настолько прекрасно они были подготовлены.
Не будет большим преувеличением сказать, что вся эта Ранняя Русь встала с колен на ноги за частым забором из скандинавских щитов.
Красивое выражение, но так ли?
К родословной княгини Ольги
это имеет прямое отношение. Есть местное предание, записанное в Выбутах, что ее отец был сподвижником Рюрика. То есть он пришел оттуда вместе с этими варягами.
В советское время решили проверить антропологию русских с северо-запада.
Оказалось, что у псковичей и новгородцев есть солидная примесь скандинавской крови.
Под 903 годом в летописях говорится,
что Ольга была просватана в жены киевскому князю Игорю. И что просватал ее тот самый Олег Вещий, который был воеводой при князе Игоре. И что ей было отроду всего 10 лет.
Есть пространная запись в Степенной книге царского родословия (XVI век). О том, как Игорь и Ольга встретились, о чем говорили. Короче, после этой встречи Игорь послал сватов к своей будущей жене.
Разночтения и суммарный вариант приводят к такому выводу: по-видимому, Ольга обладала таким свойством, которым обладают очень редкие люди. Она могла читать мысли человека. Это может быть, но встречается крайне редко. И, когда князь Игорь это понял и пересказал своему ближнему советнику воеводе Олегу, тот сказал: женись, другой такой нет.
Продолжение следует)
Источник Выступление А. А. Александрова о княгине Ольге
Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.