О каждом из поколений этой незаслуженно забытой бакинской семьи можно было бы написать отдельную статью. Но я постараюсь все совместить, больше места уделив современности. Тому, что осталось в памяти людей покинувших родной город полвека тому назад.
Истоки
Начну пожалуй с Ратнеров, как с первых известных бакинцев клана.
Конкретнее, с Исаака Абрамовича Ратнера, бывшего концертмейстером Бакинского оперного театра времен его образования.
Его дочь, будущая заслуженная артистка Азербайджанской ССР, Люси Исааковна Ратнер, вышла замуж за Михаила Давидовича.
Михаил Наумович Давидович (1904-1964) — известный бакинский хирург, прошел Великую Отечественную войну майором медицинской службы, заслуженный врач Азербайджанской ССР.
У пары, в 1928 году родилась дочь — Белла.
Белла Михайловна Давидович
Белла Михайловна Давидович (род. 16 июля 1928, Баку) — советская и американская пианистка и музыкальный педагог, одна из лучших в мире интерпретаторов музыки Шопена.
Маленькая Белла с детства показывала незаурядные музыкальные способности.
Из воспоминаний:
... в комнате в которой мы жили, было пианино. Мне было всего три с половиной года, когда я самостоятельно взобравшись на стул и открыв крышку инструмента, начала пытаться подбирать на слух мелодию этого вальса. Сначала одним пальцем правой руки, потом стала играть двумя руками. Родители обратили на это внимание и стали со мной заниматься.
Училась в школе для одаренных детей при Азербайджанской Государственной Консерватории.
В 9 лет уже выступала на бакинской сцене с Первым концертом Бетховена.
Все артисты, которые когда-либо выступали в Бакинской филармонии, помнят белый с золотом «Бехштейн». Его любили и Давид Ойстрах, и Эмиль Гилельс. Помню, первым дирижером в моей жизни были Николай Аносов, отец недавно ушедшего от нас Геннадия Рождественского. Мне было 9 лет, и я играла с ним один из концертов Бетховена. На том самом рояле. Шла война, а филармония работала. Как-то папа принес домой билеты на концерт, так я впервые в жизни услышала игру Святослава Рихтера. Он тоже играл на этом «Бехштейне».
После школы, Белла была приглашена продолжить образование в Москву. В 21 год, еще будучи студенткой, победила в серьезном международном конкурсе пианистов в Варшаве (имени Шопена).
Давидович стала одной из самых известных пианисток СССР на международной арене.
В 1950 году вышла замуж за Юлиана Ситковецкового — известного скрипача, с которым часто выступала дуэтом. В 1954 году, в Баку, у пары родился сын Игорь.
К сожалению, муж умер в 1958 году, в возрасте 32 лет.
Меня посетил по просьбе королевы Елизаветы посол Бельгии. Королева, кстати, присылала лекарства во время болезни мужа, фрукты в госпиталь, пока он еще был жив, прислала цветы на его похороны. И посол после смерти Юлиана меня спросил: "Чем вам помочь?". Я, естественно, сказала, что мне ничего не надо. Он подошел к роялю, погладил его и говорит: "Вот это вас спасет". И был прав абсолютно. Я не играла полтора месяца. И потом начала заниматься".
В 60-70-х годах, Бэлла Давидович стояла в одном ряду с Рихтером, Гилельсом, Ойстрахом, Коганом, став единственной советской женщиной-пианисткой собиравшей полные залы за рубежом.
В 1977 году, ее сын Игорь Ситковецкий, уже став сам известным скрипачом, эмигрировал в США.
...после отъезда сына ко мне поменялось отношение. Власти полностью закрыли мою зарубежную концертную программу, а затем последовали ограничения для участия в международных конкурсах и моих учеников. Это и поставило точку в моем решении отправиться к сыну. Я вынуждена была подать заявление, забрать маму, сестру и уехать.
Прощание с СССР состоялось в Баку, где Белла Михайловна выступила с последним концертом. В филармонии был аншлаг, вместе с Давидович играл Азербайджанский Государственный Симфонический Оркестр. Шла трансляция по АзТВ.
А после концерта, все пленки уничтожили.
На уровне Москвы был поставлен запрет даже не упоминание Давидович. Ее выступления вырезали со всех записей на радио и телевидении.
Сегодня, Белла Давидович живет в престижном районе Нью-Йорка, ее сын, став успешным музыкантом, обосновался в Лондоне, но она скучает по родным местам.
Я жила ради сына и ради музыки. Было тяжело, конечно, но, приехав сюда, моя жизнь была сломана, хотя карьера сложилась неплохо, были концерты с лучшими оркестрами и дирижерами мира и Америки в лучших залах... Годы и одиночество делают свое дело… Я живу в Нью-Йорке в хорошем районе Западного Манхэттена. Это прекрасное место для прогулок. Всегда есть скамейки, чтобы посидеть. Роскошный парк...
И о Баку:
Воспоминания самые нежные и теплые, город, люди… Мы же жили рядом с Оперным театром, где работали моя мама и мой дед, поэтому я знала, в какой день идут азербайджанские спектакли или оперы. Мама приносила домой оперные клавиры, и, например, оперу "Кёроглу" я прекрасно знала наизусть. Я слышала мугам и азербайджанскую народную музыку, исполнителей. Все это я очень хорошо помню, это было мое – родное, и я выросла на этом!
Белле Михайловне за 90, но она многое помнит из бакинской жизни:
Баку – город моего детства и рождения моего сына. Дмитрий родился в Баиловском роддоме им. Крупской. Тогда ведь до момента рождения ребенка не знали – будет ли это мальчик или девочка. Правда, когда я уже была на последнем месяце беременности, мне на улице встретилась пожилая азербайджанка. Она обогнала меня, уверенно бросив мне вслед: "Ханум, у тебя мальчик будет". И ей я почему-то поверила…
И еще:
Помню, когда еще ребёнком встречалась с выдающимся композитором Муслимом Магомаевым, дедушкой певца Муслима Магометовича. Высоко ценю искусство Рашида Бейбутова и Муслима Магомаева, которые являлись носителями высокой культуры исполнения...
Конечно, особо отмечу внимание ко мне Президента Азербайджана Гейдара Алиева, а также нынешнего Президента Ильхама Алиева и его супруги Мехрибан ханум. Разумеется, мне хочется побывать в Баку. И это желание, возможно, найдет продолжение…
Игорь Дмитриевич Ситковецкий
Игорь уже четвертое поколение семейства. Совсем недавно, в середине декабря 2021 года, он был в Баку.
Выступил на юбилейном концерте Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли, провел мастер-классы с молодыми азербайджанскими исполнителями и конечно много гулял по городу детства.
Внешне Баку очень изменился, потому что построена масса новых зданий. Каждое из них красиво по-своему. Самое главное для меня то, что я опять почувствовал тепло бакинцев, которое помню еще с детства.
Я родился в Баку, но вырос в Москве. Каждый раз приезжал в Азербайджан к своим бабушке и дедушке. До сих пор помню наши прогулки по Бакинскому бульвару, посещение Театра оперы и балета, рядом с которым они жили. Воспоминаний очень много. В Баку меня приняли тепло, сердечно. По-другому и быть не может, так как в этом городе живут очень добрые и отзывчивые люди.
Сегодня, родственников в Баку у Давидовичей-Ситковецких не осталось, но могила дедушки сохраняет крепкую связь с городом.
Последний раз я был в Баку вместе с мамой в 2001 году. Уже тогда никого не осталось. Мы даже не смогли найти могилу маминого отца – моего дедушки Михаила Наумовича Давидовича. Он был замечательным хирургом, заслуженным врачом Азербайджанской ССР. Когда дедушка скончался, весь город его провожал. Ему даже не было 60 лет. Когда я прилетел в Баку, то одной из моих главных задач было найти его могилу. Мне это удалось. Это имело большое значение для меня и моей семьи - мамы и тети. Первый раз я час ходил по кладбищу, но не смог найти, а спустя несколько дней вновь туда отправился. Найти могилу дедушки мне помог мужчина, который там работал.
Также в Баку я первые увидел роддом, в котором родился. Он находится в поселке Баил. Мы ехали с Фуадом Ибрагимовым и случайно увидели больницу. Мне было очень приятно.
О исполнении азербайджанской музыки на международных подмостках:
В основном исполняю произведения Гара Гараева. Он был близок с моей семьей. К сожалению, мне не довелось познакомиться с ним. У него замечательная музыка. Третью симфонию Гара Гараева я исполнял во многих местах. Я также дирижировал произведение Фирангиз Ализаде в Лондоне. Мы с ней познакомились в Берлине. Я очень высоко ее ценю как композитора. В 2013 году я сделал особый концерт в швейцарском городе Вербье, где также исполнил произведение Фирангиз Ализаде "Габильсаягы".
О желании помочь городу детства:
Публика меня встретила очень тепло, как родного человека. На юбилее я рассказал, как мне дорог этот город, как нашел могилу своего дедушки. Потом за кулисами зрители подходили ко мне, выражали благодарность, вспоминали моих родственников. Мне бы очень хотелось что-то полезное сделать для Баку и Бакинской музыкальной академии.
О пятом поколении:
Надеюсь, что в ближайшем будущем у меня будет возможность прилететь в Баку вместе с супругой и дочкой. Может даже она выступит на бакинской сцене.
Вот такая вот история одного бакинского семейства длиною в 5 поколений.