Как христиане должны относится к политике? Уместно ли соединение церковной и светской власти? Правильно ли называть Христа первым коммунистом? На эти вопросы я попытаюсь дать ответ в этой статье.
Прежде чем освещать вопрос библейского учения о властях, я бы хотел немного рассказать о ситуации в Иудее времён Христа. Рождение Христа произошло под конец правления Ирода Великого. Этот человек, который при всех своих достоинствах, будь то мужество, дипломатичность, талант в управлении страной, был жестоким и подозрительным человеком, не пощадившим даже собственную жену. Жизнь младенца Иисуса также была под угрозой Иродовой кары.
Служение же Иисуса пришлось на время правления Понтия Пилата, римского понтифика. Он также отличился жестоким правлением, что подтверждает историк Иосиф Флавий. Один из случаев, связанных с отношением Пилата к евреям, описан в Евангелии:"В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете."(От Луки 13:1-3) И здесь Христос показывает своё отношение к властям. Те "некоторые", которые пришли к Нему с таким донесением, вероятно хотели призыва к какой-то ответной акции, однако получили такой краткий ответ. Вероятно, они были обескуражены. Также, как те, кто после въезда Иисуса в Иерусалим на осле(как предсказывало пророчество об Иудейском царе), увидели, что вместо свержения римского ига Христос начал изгонять продающих из храма. Целью Иисуса не являлось свержения политической власти, а свержение власти греха в наших сердцах.
Апостол Павел писал в послании к Римлянам о повиновении властям:"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение."(К Римлянам 13:1-2) А ведь в то время у власти был печально известный Нерон! И тем не менее, такое установление относится ко всем христианам. В послании к Тимофею Павел добавляет:"Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте"(1-е Тимофею 2:1-2) Воля Божия также в молитвах за начальства и власти.
Теперь что касается теократического правления. История указывает нам на печальные подчас примеры. Власть католической церкви в период Средневековья показало плоды насильственного внедрения церковной власти в общество. Примером этого является инквизиция, в частности, Испанская инквизиция, от рук которй пострадали не только еретики(с их точки зрения), но и еврейское население вследствие насильного обращения христианства. Не следут утверждать, что это не касается и православной Руси(как бы некоторые не доказывали, что сжигание в деревянных срубах куда гуманнее) Процесс отделения церкви от государства начала протестансткая Реформация, однако и тут было допущено немало ошибок в этом плане.
Неудобная правда для протестантов (автор статьи является одним из них), что люди, стоявшие у истоков этого движения стояли люди, которые сами могли устроить преследования инакомыслящих. Ярким примером является пресдеование анабаптистов, проповедовавгих крещение в сознательном возрасте.
Также примечательна и история реформатора Жана Кальвина. Когда его позвали в городскую общину Женевы, он предложил 5 пунктов церковвх правил, в которые входил пункт обязателтного посещения проповедей горожанами. После этого Кальвин был изгнан из города.
С течение времени появились и евангельские христиане (понятие включает в себя ряд конфессии). Они утверждают отделение церковной власти от светской. Таким образом можно сказать,что в этом вопросе завершение Реформации, подразумевающее возвращение к корням. Конечно, Христос сказал "вы - соль земли"(Матфея 5:13), но в том то и точность сравнения, что соли всегда относительно мало для нужной консистенции, что не позволяет насильно принуждать человека разделять христианские взгляды.
Теперь о совместимости коммунистической идеологии и христианства. Коммунизм идею о неком рае на земле. Однако христианство утверждает, что "земля и всё дела на ней сгорят"(2 Петра 3:10), верующие должны понимать, что они странники на этой земле, а их жительство - на небесах. Также учение о властях осуждет восстания и револющии. Таким образом, утверждение о том, что Иисус Христос был первым коммунистом, не выдерживает критики. Безусловно, есть и схожие черты, однако идеология рассматривает Христа только как цель, подобно тому, как иудеи, хотели сделать Его царём, чтобы жить в достатке, но после, разочаровавшись, распяли Его.
Однако Иисус Христос не средство, а цель, могущий преобразить всю жизнь!