Найти тему

Христианство и политика. Библейский взгляд.

Ватикан - пример теократичной монархии.
Ватикан - пример теократичной монархии.

Как христиане должны относится к политике? Уместно ли соединение церковной и светской власти? Правильно ли называть Христа первым коммунистом? На эти вопросы я попытаюсь дать ответ в этой статье.

Прежде чем освещать вопрос библейского учения о властях, я бы хотел немного рассказать о ситуации в Иудее времён Христа. Рождение Христа произошло под конец правления Ирода Великого. Этот человек, который при всех своих достоинствах, будь то мужество, дипломатичность, талант в управлении страной, был жестоким и подозрительным человеком, не пощадившим даже собственную жену. Жизнь младенца Иисуса также была под угрозой Иродовой кары.

Ирод I Великий.
Ирод I Великий.

Служение же Иисуса пришлось на время правления Понтия Пилата, римского понтифика. Он также отличился жестоким правлением, что подтверждает историк Иосиф Флавий. Один из случаев, связанных с отношением Пилата к евреям, описан в Евангелии:"В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете."(От Луки 13:1-3) И здесь Христос показывает своё отношение к властям. Те "некоторые", которые пришли к Нему с таким донесением, вероятно хотели призыва к какой-то ответной акции, однако получили такой краткий ответ. Вероятно, они были обескуражены. Также, как те, кто после въезда Иисуса в Иерусалим на осле(как предсказывало пророчество об Иудейском царе), увидели, что вместо свержения римского ига Христос начал изгонять продающих из храма. Целью Иисуса не являлось свержения политической власти, а свержение власти греха в наших сердцах.

Понтий Пилат
Понтий Пилат

Апостол Павел писал в послании к Римлянам о повиновении властям:"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение."(К Римлянам 13:1-2) А ведь в то время у власти был печально известный Нерон! И тем не менее, такое установление относится ко всем христианам. В послании к Тимофею Павел добавляет:"Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте"(1-е Тимофею 2:1-2) Воля Божия также в молитвах за начальства и власти.

Теперь что касается теократического правления. История указывает нам на печальные подчас примеры. Власть католической церкви в период Средневековья показало плоды насильственного внедрения церковной власти в общество. Примером этого является инквизиция, в частности, Испанская инквизиция, от рук которй пострадали не только еретики(с их точки зрения), но и еврейское население вследствие насильного обращения христианства. Не следут утверждать, что это не касается и православной Руси(как бы некоторые не доказывали, что сжигание в деревянных срубах куда гуманнее) Процесс отделения церкви от государства начала протестансткая Реформация, однако и тут было допущено немало ошибок в этом плане.

Мартин Лютер и его 95. Они утверждали спасение через веру и авторитет Библии.
Мартин Лютер и его 95. Они утверждали спасение через веру и авторитет Библии.

Неудобная правда для протестантов (автор статьи является одним из них), что люди, стоявшие у истоков этого движения стояли люди, которые сами могли устроить преследования инакомыслящих. Ярким примером является пресдеование анабаптистов, проповедовавгих крещение в сознательном возрасте.

Также примечательна и история реформатора Жана Кальвина. Когда его позвали в городскую общину Женевы, он предложил 5 пунктов церковвх правил, в которые входил пункт обязателтного посещения проповедей горожанами. После этого Кальвин был изгнан из города.
Жан Кальвин
Жан Кальвин

С течение времени появились и евангельские христиане (понятие включает в себя ряд конфессии). Они утверждают отделение церковной власти от светской. Таким образом можно сказать,что в этом вопросе завершение Реформации, подразумевающее возвращение к корням. Конечно, Христос сказал "вы - соль земли"(Матфея 5:13), но в том то и точность сравнения, что соли всегда относительно мало для нужной консистенции, что не позволяет насильно принуждать человека разделять христианские взгляды.

Теперь о совместимости коммунистической идеологии и христианства. Коммунизм идею о неком рае на земле. Однако христианство утверждает, что "земля и всё дела на ней сгорят"(2 Петра 3:10), верующие должны понимать, что они странники на этой земле, а их жительство - на небесах. Также учение о властях осуждет восстания и револющии. Таким образом, утверждение о том, что Иисус Христос был первым коммунистом, не выдерживает критики. Безусловно, есть и схожие черты, однако идеология рассматривает Христа только как цель, подобно тому, как иудеи, хотели сделать Его царём, чтобы жить в достатке, но после, разочаровавшись, распяли Его.

Однако Иисус Христос не средство, а цель, могущий преобразить всю жизнь!