Началось всё с приказа командира взвода взять у старшины пилу и топор и спилить самую высокую сосну в соседнем лесу. Её ствол предполагалось использовать в качестве опорной балки при строительстве большой землянки для целого взвода. Приказ отдан, нужно выполнять. Однако на пути его быстрого и правильного исполнения стояла одна проблема. Хотите узнать, какая, читайте дальше.
Пилить или не пилить
Отделение новобранцев, которому была поручена столь ответственная задача, сплошь состояло из жителей Средней Азии. Это были, в основном, русские парни, но они выросли в городах и в жизни не видели лесов и поперечных пил. Пилить они, естественно, тоже не умели.
Чуть больше опыта имелось у командира отделения. В детстве он жил с семьёй в Харькове, и там с отцом распиливал брёвна на козлах двуручной пилой, чтобы заготовить дрова для растопки угольной плиты. Однако пилить бревно на козлах под управлением отца - это одно. А как свалить огромное дерево без специальных знаний, да ещё с таким необученным контингентом? Этого он не знал. И все же...
Дело мастера боится
С большим трудом, с горем, как говорится, пополам отделение отыскало и спилило сосну. Радости бойцов не было предела, однако сосна сдаваться без боя не хотела. Во время падения она свалилась на молодой лесок, колыхавшийся на опушке, и накрепко застряла в ветвях в положении гипотенузы между катетами треугольника. Вытащить сосну из плена было невозможно.
Солнце, между тем, стояло уже высоко, и взводный, скорее всего, нервно поглядывал на часы. Командир отделения боялся даже подумать о том, как он явится в в расположение с пустыми руками. Позор будет вселенский! Подумать только, восемь солдат за полдня не смогли спилить сосну.
С этими мыслями в голове сержант рассматривал другую сосну - единственную из оставшихся, которая подходила по высоте. Одна только мысль тревожила бойца - а что если сосна упадёт не на поляну, а снова рухнет в лес? Сержант вздохнул, объявил солдатам перекур и улёгся на землю.
Мир букашек или чем важен ассоциативный ряд
Перевернувшись на живот, сержант уткнулся носом в траву и увидел, что там идёт своя жизнь. Букашки ползали по земле, какие-то козявки взбирались по стеблям и листьям. Одна из них вдруг стала выписывать цирковые фигуры, стараясь удержать равновесие. Тут сержанту вспомнился иллюзионист Кио. Потом в памяти всплыл другой КИО - школьный преподаватель русского языка и литературы. На контрольных работах он выдавал ученикам тетрадные листы, на которых были выведены заглавные буквы “КИО”, то есть Климентий Иванович Оконевский.
Неожиданное решение
Вслед за этим сержант вспомнил, как учитель читал им наизусть стихотворение Некрасова о том, как крестьяне валили лес. Так-так, как же там у классика... Сначала сосну подрубали, потом валили и приплясывали на ней, чтобы ствол плотно прилёг к земле.
"Ура! Решение найдено!"
Сержант вскочил на ноги, поднял своих солдат и поставил перед ними задачу: сосну подрубить в том месте, куда она должна упасть. Работа закипела и, представьте себе, правильно подрубленное и спиленное дерево упало, куда ему было указано. Так плоды просвещения помогали и русский поэт Некрасов помогли сержанту выполнить важное задание и не потерять лицо перед командиром. Ну а взвод получил, в итоге, прекрасный блиндаж.
Источник: Либерман И.А. Война глазами фронтовика.
Если статья вам понравилась, ставьте лайки, пишите комментарии и будьте здоровы
О неточностях и опечатках просьба сообщить автору