В годы войны на оккупированной фашистами территории Белоруссии работало более 40 партизанских аэродромов
Операция «Воздушный мост»
Осенью 1942 года в белорусском подполье был разработан «План развития партизанского движения и действий партизанских отрядов зимой 1942–1943 годов», где предусматривалось создание сети аэродромов и посадочных полос в партизанских зонах на оккупированной территории. К тому времени в республике действовало уже более 300 партизанских отрядов, однако из-за активизации частей СС и карателей-коллаборационистов большинство партизан были вынуждены уйти в глухие леса. Подполье стало испытывать нехватку оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов и в своих радиограммах обращалось к Москве за помощью.
В первые недели операции под условным названием «Воздушный мост» самолёты, взлетая с нескольких аэродромов за линией фронта, сбрасывали партизанам оружие, боеприпасы и медикаменты и без посадки возвращались назад. Но не всегда груз попадал по назначению. Кроме того, появилась необходимость переправлять на «большую землю» детей и раненых.
Вскоре партизанам удалось улучшить ситуацию: в местах дислокации соединений стали действовать более 40 аэродромов и взлётно-посадочных площадок. В Белоруссию летали в основном самолёты 101-го авиационного полка дальнего действия, которым командовала Герой Советского Союза гвардии полковник Валентина Степановна Гризодубова.
Отправляли в Москву «и тоё-сёе…»
Первый партизанский аэродром на оккупированной территории БССР появился среди болот на острове Зыслов в Любанском районе. Взлётно-посадочную полосу длиной 1500 метров и шириной 800 партизаны построили с помощью местных жителей за один месяц. И уже в сентябре 1942 года сюда прилетел первый самолёт с «большой земли».
На острове, кроме аэродрома, располагались подпольный обком КПБ(б), штаб партизанского соединения Минской области под руководством Василия Козлова, типография и редакции подпольных газет «Звязда», «Чырвоная змена» («Красная смена»), «Кліч Радзімы» («Призыв Родины»), а неподалёку в деревне Загалье работала лесная школа.
За два с половиной года на Зыслов не упала ни одна немецкая бомба. Как удавалось скрывать этот объект, расположенный прямо под носом у немцев, в двух десятках километров от немецкого гарнизона? Взлётно-посадочная полоса была замаскирована кустарником и деревьями, которые «росли» на специальных санках: в нужный момент их просто убирали. К прилёту транспортников разжигали костры, обозначая место посадки. Аэродром охраняли шестеро пулемётчиков, а землянки, в которых они находились, не отапливались даже зимой: дым мог привлечь внимание самолёта-разведчика «фокке-вульф», который часто кружил над лесом.
По соседству с этим островом был ещё один, поменьше, остров Добрый, на котором партизаны специально создавали видимость бурной авиационной деятельности, – и все немецкие бомбардировки Добрый отвлекал на себя.
В апреле 1943 года в газете «Народный мститель» была напечатана телеграмма Верховного Главнокомандующего, адресованная секретарю Минского подпольного обкома КПБ(б) Василию Козлову:
«Передайте трудящимся Минска и Минской области, партизанам и партизанкам, собравшим 3 075 827 руб. деньгами и облигациями, 2810 руб. золотой чеканкой, золотые и серебряные изделия на строительство самолётов «Партизан Слуцка», «Партизан Минска» и «Партизан Борисова», мой братский привет и благодарность Красной Армии. Иосиф Сталин».
Эту телеграмму на острове Зыслов получили спустя три месяца после того, как отправили самолётом со своего секретного аэродрома на «большую землю» вышеуказанные ценности. Во время санного рейда партизан под руководством Василия Коржа в тылу немцев партизанам в Слуцке с помощью местного подпольщика Петра Маглыша удалось захватить банк и все ценности, что там находились. Между собой они этот груз завуалировано называли «тое-сёе». Сопровождать его было доверено местному жителю партизану Герасиму Гальчене, который, к слову, и предложил построить аэродром на острове Зыслов.
Уже после войны, в 1969 году, на острове появился мемориальный комплекс: 14-метровый обелиск, реконструированные землянки и скульптура «Скорбящий партизан», прообразом которой стал легендарный 99-летний партизан дед Талаш, впервые возглавивший подпольное движение ещё во времена советско-польской войны 1919 года. С этого аэродрома зимой 1942 года Талаша самолётом отправили в Москву. Воевать в столь почтенном возрасте ему было уже трудно, зато советская пропаганда нуждалась в нём как в живом символе белорусского партизанского движения, в котором участвует и стар, и млад.
Героический символ Бегомля
Если вам доведётся проезжать через небольшой посёлок Бегомль, что находится на 100-м километре трассы Минск – Витебск, первое, что вы увидите, – самолёт Ил-14. Установлен он здесь не случайно. В декабре 1942 года, после освобождения Бегомля от фашистов, на лётное поле аэродрома стали регулярно приземляться самолёты «Дуглас» и двухмоторные Ли-2. Эту площадку крестьяне местных хозяйств построили перед самой войной, но воспользоваться ею в мирное время не успели.
В 1989 году Совет ветеранов партизанской бригады «Железняк» и бывший начальник её штаба Леонид Бирюков обратились в Министерство обороны СССР с просьбой установить в Бегомле самолёт в память о лётчиках, прилетавших сюда с «большой земли». «Дугласы» к тому времени в нашей стране уже не эксплуатировались, Ил-14, который выпускался уже после войны, а «Дугласы» были его прототипом, нашли аж в Воркуте и перегнали в Белоруссию.
Это самый ценный и самый большой экспонат Бегомльского музея народной славы. Раньше самолёт находился во дворе музея, а в начале 1990-х годах его переместили к зданию автостанции. И теперь на этом месте проходят торжества в День Победы, День независимости Беларуси и другие государственные праздники.
Оружие для партизан, мины – для гауляйтера
Первым на Бегомльский аэродром мартовской ночью 1943 года прилетел планерист, заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза полковник Сергей Анохин. После возвращения на «большую землю» он доложил командованию, что «площадка размером 1300 на 500 метров пригодна к посадке без ограничений для любых типов самолётов».
Через аэродром Бегомля доставлялись грузы в 40 партизанских отрядов и бригад нескольких областей республики. Чтобы перевезти больше груза, двухмоторные «Дугласы» брали на буксир фанерные планеры, которые перед самым аэродромом отцеплялись и садились самостоятельно. Смертельную опасность для планеристов представляли ночные посадки: минимальное количество приборов и малые размеры площадок нередко приводили к катастрофам.
Только за март 1943-го авиапланерная группа сделала 96 боевых вылетов, из них 85 успешно. В тыл противника было отбуксировано 65 планеров, перевезено 50 тонн груза, высажено 106 человек руководящего состава, 150 десантников-диверсантов, а также сотрудников двух подпольных обкомов КПБ(б), военных корреспондентов и кинооператоров. С Бегомльского аэродрома начала свой боевой путь группа организаторов партизанского движения в Литве.
Именно на этот аэродром были доставлены часовые мины для уничтожения генерального комиссара – наместника фюрера в Белоруссии Вильгельма Кубе, а после удачно проведённой операции отсюда провожали в Москву непосредственного исполнителя акта возмездия Елену Мазаник. Впоследствии ей было присвоено звание Героя Советского Союза.
Подарок лётчикам
На Могилёвщине, в Кличевской партизанской зоне, базировались формирования народных мстителей общей численностью свыше 20 тысяч человек. В своих воспоминаниях командир экипажа майор Степан Запыленов, часто летавший на аэродром Голынка в Усакинский лес, рассказал об одном необычном подарке, который сделали ему партизаны.
Это была картина с нарисованным простым карандашом портретом Валентины Гризодубовой на фоне заходящего на партизанский аэродром самолёта. На обратной стороне была надпись: «Экипажу Запыленова от партизан 208-го отряда. Усакинский лес. 15–16 марта 1943 года». В отряде был талантливый художник Байбеков, родом из Казани, который не только эту картину нарисовал, он оформлял боевые листки и стенгазеты, подделывал печати для пропусков в фашистские гарнизоны.
Партизаны попросили показать картину Валентине Гризодубовой, ей приятно будет знать, как благодарны партизаны ей и лётчикам 101-го авиаполка за помощь в борьбе с фашистами. Степан Запыленов, прежде чем передать подарок в штаб полка Гризодубовой, попросил военного корреспондента Станкеева сделать с него фотокопию. С тех пор оригинал где-то затерялся, а фото рисунка Запыленов сохранил в своём альбоме.
В небе рождённый
Ночной полёт экипажа майора Запыленова с 19 тяжелоранеными партизанами на борту. Высота три тысячи метров, за бортом – минус 20. На подлёте к линии фронта ударили зенитки противника. И вдруг сквозь гул моторов и вой снарядов лётчики услышали в салоне громкий крик. Среди раненых была беременная женщина, у которой начались роды.
После минутного замешательства командир приказал борттехнику Аркадию Тайхману принимать роды. Вскоре на свет появился мальчик. На базе за линией фронта самолёт встречали все, кто был в это время свободен, во главе с Валентиной Гризодубовой. Степан Запыленов так в своих мемуарах описал приземление на аэродроме.
«Бортрадист Грачёв произнёс краткую речь:
– Товарищи! У нас в самолёте родился Петька! Мы его так окрестили. Пётр первый. Первый человек, рождённый в небе над линией фронта.
– Товарищ полковник, – обратился к Гризодубовой адъютант Соболев, – как же Петька будет отвечать в анкете на вопрос «место рождения»?
– Очень просто: линия фронта между фашизмом и социализмом на высоте трёх тысяч метров, – серьёзно ответила Гризодубова».
В начале 60-х годов журнал «Огонёк» опубликовал письмо Брониславы Михолап из Белоруссии: «Я случайно прочитала у вас заметку «В небе рождённый». Матерью рожденного в небе сына была я… Запомнила на всю жизнь перелёт через линию фронта, тёплое, душевное отношение ко мне всего экипажа и встречу на аэродроме. Просьбу лётчиков я выполнила: назвала сына так, как они просили».
Бронислава Михолап в том своём письме также рассказала, что её муж Мокей Михолап, командир 620-го партизанского отряда имени Чапаева, и сын Петька, «рождённый над линией фронта на высоте три тысячи метров» погибли ровно за год до Победы. В мае 1944-го самолёт, на котором они возвращались из Москвы, был сбит. И они навсегда остались на той страшной войне…
Бронислава рассказала, как сложилась её судьба после войны. Женщина вышла замуж, родила двух сыновей, которые, как она верит, будут жить под мирным небом на свободной и красивой белорусской земле.
Галина ТРОФИМЕНКО, Минск
Фото: Бегомльский музей народной славы
© "Союзное государство", № 10, 2021
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!