В начале шестидесятых у лейбла Prestige появилось с десяток новых подразделений от Tru-Sound и Lively Arts до Prestige International и Folklore, однако три из них представляют наибольший интерес, Moodsville (условно балладная серия), Bluesville (блюзовая история) и Swingville, серия, посвященная выпуску новых записей популярных в 20-40 годы артистов, устроенных в изрядно модернизированной обстановке.
Хронология
Некоторое время назад я уже публиковал полный каталог лейбла, состоящий из 42 альбомов - внушительный размер текста не позволил сколько-то обсудить специфику изданий Swingville, по большей части пришедшихся на первую половину шестидесятых.
За редким исключением записи для Swingville были сделаны в период с лета 1959 года по лето 1962-го - следующий, 1963 год, был отведен под переиздания пластинок, записанных и выпущенных до этого в конце пятидесятых на Prestige. Серию поддерживали еще пару лет, в том числе под вывеской Status, бюджетном ответвлении лейбла - некоторые пластинки переиздали в середине шестидесятых с характерными синими этикетками, после чего к серии слегка вернулись лишь в восьмидесятых, в рамках Original Jazz Classics (OJC).
Стоит отметить, что в отличие от прочего наследия Prestige серия Swingville практически не переиздавалась в семидесятых, не была должным отмечена традиционно дотошными японцами и встречается в основном в американском исполнении первой половины шестидесятых, а также в переизданиях от Fantasy (упомянутые OJC).
Конверты
Первые десять альбомов Swingville вышли с типовыми обложками, дизайном которых занимался знаменитый Эмметт Макбейн, разработавший запоминающий логотип лейбла, использовавшийся и на последующих семи выпусках.
Схожий шаблон был использован в серии Moodsville, однако в ней, в отличие от Swingville, не соблюдается столь жесткая хронология.
Спустя семнадцать пластинок от логотипа отказались в пользу довольно безликого прямоугольного варианта - как и прежде основой для обложек стали черно-белые снимки, приправленные неярким цветным фильтром.
Важно отметить, что первые 23 выпуска лейбла, а также двойной альбом SVLP 4001 издаются с ламинированными обложками, после чего в ход идут очень характерные шершавые/текстурированные конверты (схожая история имеет место и на Moodsville).
Совпадает это и с полным отказом от упоминания Prestige - новый, уже кажется третий по счету логотип Swingville подозрительно напоминает символику Status.
С этой символикой Swingville и продолжил существовать до последнего альбома с номером SVLP 2041.
Можно ли отличить издание по конверту?
Перед тем, как углубляться в нюансы обложек Swingville важно вспомнить, что, как и в случае со многими джазовыми лейблами поры, для более поздних изданий нередко использовались заранее напечатанные обложки - соответственно внутри обложки характерной для, скажем, 1960 года может оказаться более позднее издание.
В качестве примера аж три копии альбома 'BBB & Co' (SVLP 2032) с, на первый взгляд, абсолютно идентичными конвертами. Внутри же, однако, оказывается лишь один оригинал, и два переиздания на Status.
В данном конкретном случае помогают печати на задниках конвертов.
Как нетрудно догадаться, печать 'Approved C.O' принадлежит изданию на Prestige Swingville, два варианта ниже, с 'Insp. by 64', что по всей видимости означает 1964 год, напечатаны с этикетками Status.
В некоторых случаях, впрочем, гадать не приходится - обновленные конверты недвусмысленно намекают на причастность к бюджетной серии. Для менее внимательных использовали крупную красную печать с соответствующим обозначением.
Упомянутые выше текстурированные конверты существовали совсем недолго - издания со Status-пометками, а также переиздания на Prestige с синими этикетками напечатаны с обычными неламинированными конвертами, которые нередко выдает заметный ring wear и более глубокий черный цвет.
Европейские пресса, а также американские издания, напечатанные для европейского рынка можно отличить по привычной подписи 'Distributed By Interdisc' в нижней части конверта.
Наметанный глаз сможет отличить по обложке и пресса шестидесятых от переизданий на OJC - на картинке ниже видно, что изображение слева (старое издание) гораздо менее резкое/контрастное, чем справа (OJC).
Проще всего, впрочем, сориентироваться на задник, где принадлежность к серии Original Jazz Classics указана черным по белому.
Не лишним будет упомянуть, что никаких обрезанных углов у старых изданий не может быть - в первой половине шестидесятых о взаимоотношениях дистрибьютора с продавцом можно было узнать не по corner cut, а по cut-hole, то есть пробитой в конверте дырке.
Надо сказать, что по расположению отверстия также можно сделать определенные выводы - в начале шестидесятых конверты пробивали вместе с пластинкой, прямо по центру, в середине же десятилетия дырокол перестал задевать собственно винил.
При этом, согласно моему опыту, пробитые конверты для Swingville относительная редкость.
Также встречаются довольно сомнительные относительно современные издания, берущие за основу OJC версию.
Отличить их можно по надписи 'Manufactured From Master Owned By Fantasy, Inc.'
Этикетки 'города свинга'
На первый взгляд с этикетками Prestige Swingville все проще простого - красные, если пластинка в моно, и фиолетовые, в случае, если альбом выпущен в стерео. При более внимательном рассмотрении обнаруживаются занятные нюансы, которые в полной мере коррелируются с упомянутыми выше особенностями конвертов.
Прежде всего, стоит сказать, что серия Swingville, как и собственно пластинки Prestige, печаталась прежде всего на заводе Abbey. Пластинки, отпечатанные на этом заводе легко распознать по наличию на одной из этикеток характерного небольшого круга вокруг шпинделя, присутствует и отчетливый deep groove.
Впрочем, для пущей уверенности можно заглянуть и на сбег пластинки, где должны быть выцарапаны буквы AB.
К сожалению, как уже неоднократно отмечалось, в отличие от знаменитого 'уха' (знак P, обозначающий завод Plastylite, где помимо прочего, печатались пластинки Blue Note) буквы AB не являются гарантией высокого качества.
Пластинки, отпечатанные Abbey регулярно встречаются с определенного рода дефектами - для пластинок начала шестидесятых характерны изолированные щелчки (так называемые 'isolated clicks', щелчки, которые не связаны с видимыми глазом царапинами), на внешне чистой пластинке может возникать эффект потрескивания.
Судя по попадавшейся мне пластинке SVST 2039 (последний же номер серии - 2041) почти все пластинки серии выпускались с deep groove - традиционно, его следует считать первичным, по сравнению с no-DG версиями.
Стерео-Гелдер
Как известно, звукорежиссер Руди Ван Гелдер, выполнивший ВСЕ (за исключением SVLP 2032, 'BBB & Co', устроенную на западном побережье) записи лейбла Swingville имел особые отношения со стерео, которые более чем поддерживал глава Prestige Боб Вайнсток, до последнего отказывавшийся выпускать стерео пластинки. Первой изданной в стерео записью Swingville стал номер 2024.
После этого стерео стали выпускать наравне с моно - не избежали подобной участи и переиздания с Prestige, которые очевидно напечатали с применением технологии искусственного стерео.
Swingville без престижа
Примерно в то же время, как на обложках пластинок стало пропадать упоминание Prestige этикетки стали соответствующим образом видоизменяться - в качестве примера приведу девятый выпуск лейбла.
Этикетка справа не только имеет несколько иной оттенок красного, но и характерна отсутствием Prestige в верхней части пятака, при этом имеет deep groove. Судя по всему, последней пластинкой, выпущенной под вывеской Prestige Swingville оказался номер 2034, альбом Реда Аллена 'Mr. Allen'.
Следующим по хронологии изданием является версия без упоминания Prestige и без deep groove, примерно как ниже.
Подобные издания можно приравнивать к изданиям с этикетками Status, которые характерны лишь для некоторых выпусков серии, скажем упомянутого выше SVLP 2032.
После этого избранные пластинки попадали на обычный Prestige и издавались с синими этикетками со знаменитым 'трезубцем'.
Переиздания на Prestige выходили в середине шестидесятых - позже, пара пластинок серии попали в каталог лейбла с новыми номерами.
Где звук?
Как и в случае с Prestige звуковая предпочтительность изданий трудноопределима - серьезным фактором оказываются разного рода дефекты, присутствующие на пластинках лейбла.
Впрочем, некоторые закономерности стоит все же выделить. Оригинальные издания (Prestige Swingville, deep groove) играют крайне ярко, не имеют врожденного шума, но периодически имеют разного рода дефекты, выражающиеся в первую очередь в потрескивании неизвестного происхождения.
Не лишним будет при возможности заглянуть на сбег пластинки - наличие своеобразных 'пузырьков' на пластмассе гарантирует невысокое ее качество и присутствие в первую очередь ровного шума.
Переиздания на Status (а если точнее, варианты с этикетками без упоминания Prestige, без deep groove) традиционно имеют врожденный шум, поскольку печатались на переработанной пластмассе в рамках бюджетной серии, однако в ряде случаев это может не играть критической роли, благодаря, конечно же, кудеснику звука Руди Ван Гелдеру, выдававшему феноменальный показатель сигнал/шум.
В качестве музыкального примера тема с пластинки Джимми Хэмильтона - в начале отчетливо слышен ровный шум, покрывающий всю пластинку, однако, как выясняется буквально спустя полминуты, не имеющий принципиального значения.
Варианты на синем Prestige на удивление оказываются предпочтительными, поскольку по большей части сохраняют оригинальное звучание, но при этом лишены упомянутых выше проблем с пластмассой.
Помочь выбрать правильное издание может и текст 'зачем шумит Prestige' , в остальном же стоит довериться разбирающемуся в вопросу специалисту, а, при возможности послушать пластинку, собственному слуху.
Исходя из личного опыта, могу отметить, что как минимум половина попадавшихся мне пластинок Swingville имела разного рода звуковые нюансы, не связанные напрямую с износом пластинки, поэтому при покупке альбомов серии стоит быть готовым к определенным пластмассово-звуковым компромиссам.