Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Аты-баты, шли солдаты..." (СССР, 1977) и "Афганский излом" (СССР, 1991)

Аты-баты, шли солдаты... СССР, 1977. Режиссер Леонид Быков. Сценаристы Борис Васильев, Кирилл Рапопорт. Актеры: Леонид Быков, Владимир Конкин, Елена Шанина, Леонид Бакштаев, Евгения Уралова, Николай Гринько, Иван Гаврилюк и др. 35,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

К сожалению, этот фильм получился у Леонида Быкова не столь цельным, как предыдущий («В бой идут одни «старики»). Военные эпизоды драмы «Аты-баты, шли солдаты...», в которых одну из главных ролей замечательно сыграл сам режиссер, поставлены ярко и правдиво. Однако обрамляющая основную часть картины встреча детей погибших воинов кажется лишней и сусальной (не исключаю, впрочем, что эта назидательная «рамка» была навязана талантливому режиссеру «сверху»).

Что касается военной части фильма, то там во многом развивается стилистика «Стариков...»: драматизм в органичном сочетании с юмором и лирикой, увы, короткой фронтовой любви...

Смешно вспомнить, но именно этот фильм Быкова особо ретивые «трудящиеся зрители» упрекали в... пропаганде эротики и свободных нравов. И все из-за одной-единственной, очень тактично снятой любовной сцены!

Так уж было угодно Судьбе, что фильм «Аты-баты, шли солдаты...» стал последней кинематографической работой Леонида Быкова. Во время съемок фильма «Пришелец» этот замечательный мастер ушел из жизни...

Александр Федоров

-2

Афганский излом. СССР, 1991. Режиссер Владимир Бортко. Сценаристы: Александр Червинский, Леонид Богачук, Михаил Лещинский, Ада Петрова. Актеры: Микеле Плачидо, Татьяна Догилева, Михаил Жигалов, Филипп Янковский, Алексей Серебряков, Нина Русланова, Николай Устинов, Ринат Ибрагимов, Хашим Рахимов, Артур Уваров, Виктор Проскурин, Юрий Кузнецов, Леонид Кулагин, Владимир Ерёмин, Алесандро Стефанели, Иван Краско и др.

Вероятно, военная драма Владимира Бортко «Афганский излом» один из немногих отечественных фильмов на тему войны в Афганистане, авторы которого попытались рассказать о ней правду, не стремясь выстроить историю по законам остросюжетного боевика. При этом даже итальянская звезда Микеле Плачидо в роли русского майора Бандуры не выглядит «волком в овечьей шкуре». Актер играет с полной отдачей, и его персонаж, «от звонка до звонка» прошедший ад бессмысленной войны, воспринимается вполне «нашенским».

Война в фильме Владимира Бортко показана как безжалостный механизм, заставляющий нормального, вроде бы, человека, подобно хамелеону, принять новые правила игры: совершать поступки и действия, абсолютно немыслимые на «гражданке» убивать, жечь, «зачищать» гранатами и бомбами дома и поселки... При всем этом в фильме хорошо показана и другая сторона медали. На этой войне люди находили силы не только худо-бедно устраивать свой быт, но и заниматься «коммерцией», зарабатывать карьерные баллы...

Александр Федоров