Итак, чакары выполняли чёрную работу. В зажиточной семье могло быть 20-30 таких слуг: портные, прачки, факелоносцы, конюхи, водоносы, уборщики-метхары, садовники-малли, привратники-дурваны, собаководы – дории.
До начала девятнадцатого века в Индии было мало европейских женщин, и потому в английских домах больше слуг-мужчин. В индийских семьях, наоборот, многие работы выполнялись женщинами. Служанки носили воду, мололи муку, варили еду.
Начало здесь:
Могольские миниатюры и ранние колониальные картины показывают, что многие работы, как и теперь, выполнялись вместе: мужчины ткали, а женщины пряли; женщины носили кирпичи, а мужчины работали каменщиками; мужчины доили коров, а женщины делали топливо из коровьего навоза.
Люди из обслуживающих групп и каст работали парами или семьями, включая детей. Но главным оставался мужчина. Жены прачки (дхоби) не занимались тяжелой стиркой, а помогали другими работами, связанными со стиркой. Малин, жена садовника, плела гирлянды. Молочницы продавали на рынке масло.
В мире слуг задачи в основном были кастовыми и наследственными. Кастовые правила заставляли принимать на работу отдельных людей для конкретных задач. В домах британцев мобильность слуг была выше, в местных – минимальной. Среди слуг была иерархия: некоторым не требовалось снимать обувь перед своими британскими хозяевами; все остальные должны были ходить босиком. Положение зависело и от близости к господину или госпоже.
В письме 1780 г. госпожа Фэй описывает жизнь в Индии лондонским друзьям: «Я хозяйка лучшего дома в Бенгалии, с обширным садом, лошадьми, сотней слуг. Но слуги так порочны, банда воров». В самых разных письмах эпохи прислугу называют «расой паразитов», «племенем негодяев». Однако, колониализм строился на труде якобы ленивых слуг.
Оккупация британцами приводила в города мужчин в поисках работы. Чтобы удешевить жизнь господ, нужно было контролировать заработок слуг. Однажды в Калькутте было замечено, что большинство рабочих-кули на самом деле никакие не рабочие, а просто жители, которые проникают в ряды кули во время раздачи дневного заработка. Чтоб прекратить это с утра рабочим стали выдавать плетеные корзины. Если не вернуть такую корзину вечером – оплаты не будет.
Когда слуги исчезали, то хозяева говорили: «Мы остаемся голодными среди изобилия».
о делах сегодня:
#история прислуги #рассказ служанки #слуги и хозяева #прислуга в индии #колониальная история #времена колонии #история азии #прошлое азии #истории из жизни