Найти тему
Жизнь на периферии

О книге "Война - сестра печали" Вадима Шефнера

ИД "Самокат" предлагает своим читателям книги из серии «Как это было»:

1.Б.Окуджава. Будь здоров, школяр!
2. В.Шефнер. Сестра печали.
3.В.Сёмин. Ласточка-звёздочка.
4. В.Драгунский. Он упал на траву.
Издательский замысел – «рассказать о Великой Отечественной войне честно и объективно – насколько это возможно». Из этой серии прочитаны мною три книги – «Сестра печали», «Ласточка-звёздочка» и "Будь здоров, школяр!".

В первые месяцы войны Вадим Шефнер был рядовым в батальоне аэродромного обслуживания (этот факт упоминается в «Сестре печали»), а позднее стал корреспондентом армейской газеты «Знамя победы».

Вадим Шефнер. Фото из свободных источников.
Вадим Шефнер. Фото из свободных источников.

В январе 1942 года лежал в госпитале с дистрофией (об этом тоже говорится в книге) в крайней стадии. Тогда он чудом выжил. За это время в газете было опубликовано немало стихов молодого поэта-красноармейца. Закончил войну Шефнер в звании старшего лейтенанта (рассказчик Толя тоже возвращается с войны в звании старшего лейтенанта).
О своей автобиографической повести Вадим Шефнер говорил: «
Самым сильным своим прозаическим произведением я считаю повесть "Сестра печали", издана она в 1970 году. Это - печальная повесть о Ленинградской блокаде, о любви. Добрые отклики на эту повесть я получаю до сих пор».

из личного архива
из личного архива

Пожалуй, самыми проникновенными в книге были строки о блокадном Ленинграде, о мужественных ленинградцах, на чьи плечи легли  тяготы военных невзгод.   В героях книги, двадцатилетних ребятах-детдомовцах, импонирует стремление к самостоятельности, понимание личной ответственности за судьбу своей страны. Перед уходом на войну (упоминается конфликт между СССР и Финляндией в 1939 г.) Гришка Семьянинов объявляет своим друзьям: «Меня воспитало государство, и я должен за него стоять. Родителей у нас нет, всем на нас наплевать было, мы без государства бы с голоду под забором подохли, а государство нас выручило. И мы, детдомовские, должны на всякое дело идти в первую очередь. Другие – как там хотят, а мы должны в первую очередь».

Финская война закончилась, но не стало Гришки, ушедшего добровольцем, честно выполнявшего приказы командования. Болью в сердце рассказчика отозвалась гибель товарища, который всегда готов был прийти на помощь. Гришка спас Толю от смерти: вытащил из огня, когда случился пожар на детдомовской даче.
Погибнет в бою смертью храбрых Володька (Шкиля), который незадолго до войны поступит в военное училище. И никто не думал, что хлебные огрызки и пустые банки из-под сгущенного молока – вся Володькина работа – будут иметь ценность в блокадном Ленинграде. «
А мы-то, охламоны, вечно ругали Володьку за эту привычку забрасывать корки на печку».

В феврале 1942 г. при обстреле погибнет Леля. Вместе с другими девушками она работала на окопах, в блокаду отдавала последнее нуждающемуся. Потеря  любимого человека станет самым сильным потрясением для рассказчика на весь остаток жизни. «От того, что я не видел, как ее убило, и даже не знаю, где она похоронена, я не могу представить ее себе мертвой, я помню ее только живую. Она живет в моей памяти, и когда меня не станет, ее не станет вместе со мной».

Действительно, война – сестра печали.  Она забирает все самое и дорогое, что есть у человека. Она лишает последней надежды. Она испытание для души.

«Война словно швырнула меня обратно – в бездомное детство, в детство, которое я хотел забыть».

«…Война вбивала меня куда-то, как гвоздь в перегородку. Удар – 22 июня; удар – я в казарме; удар – я в товарном вагоне; удар – я в этой вот траншее».

P.S.  Вадим Сергеевич Шефнер умер под Рождество (2002 г.), не дожив до 87-летия. Когда сознание никло, в последние часы он просил сына читать ему любимые стихи — те, что давно знал наизусть, а память на стихи была у него феноменальная. Сын читал ему Блока.

#книга #война - сестра печали #вадим шефнер