Весомую роль в победе нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками внесли американские автомобили. Сегодня ни для кого не является секретом, что в страну из-за океана были доставлены 375 тысяч автомобилей различных марок и назначения. Основной «рабочей лошадкой» той войны стала модель Студебеккер US6 (Studebaker). Этот трехосный грузовик имел грузоподъемность 2,5 тонны. На его трехосное шасси устанавливали реактивные системы БМ-13 «Катюша». Наши водители высоко ценили этот автомобиль. Главное автомобильное управление Красной армии провело испытание грузовика, по результатам которых, автобатам было даже рекомендовано увеличение грузоподъёмности с 2,5 тонн до 3,5.
Почему мы вспомнили об этом прецеденте? Основными советскими автомобилями в тот период была «полуторка» производства Горьковского завода и «трехтонка» ЗИС-5 московского автозавода имени Сталина. Обе машины оснащались отечественными бензиновыми моторами, родословная которых велась от американского нижнеклапанного двигателя фирмы Hercules. «Студебеккер» также оснащался нижнеклапанным 5,24–литровым бензиновым двигателем
А недавно наш канал открыл неизвестную страницу отечественной истории, которой решил поделится с читателями. А началось с того, что один из наших сотрудников обнаружил, что за два дня до начала Великой Отечественной войны, 20 июня 1941 года на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) один из рассматриваемых вопросов был посвящен строительству в городе Камышине автомобильного завода для производства трехтонных автомобилей с дизельным (!) двигателем. Начать выпуск грузовиков планировали в 1943 году.
Представляете, насколько революционным было решение. Во-первых, массово дизельных грузовиков в нашей стране не выпускали. Во-вторых, город Камышин расположен на Волге, где-то на полпути между Волгоградом и Саратовом. И название автозавода и автомобилей, которые там планировали выпускать, наверняка, КАМАЗ – Камышинский автомобильный завод.
Если бы не начавшаяся 22 июня война, так бы и появился КАМАЗ за 30 лет до нынешнего автогиганта на Каме. Во время Сталинградской битвы Камышин был прифронтовым городом. Как и Горький в период 1941-42 гг подвергался налетам вражеской авиации. Также, судя по приведенному документу, руководитель Госплана СССР тов. Вознесенский предлагал построить завод на территории Украинской ССР в г. Кременчуге. Реакция на этот вариант читается в резолюции вождя народов - только Камышин.
В третьих, если этот завод был бы построен, то нашей стране не надо было столько американских грузовиков, которые поступали в 1942-1945 гг по ленд-лизу, в том числе и, прежде всего, автомобилей «Студебеккер». Напомним, наш автопром за годы ВОВ выпустил 265 600 автомобилей. Сравните, с тем объемом грузовиков, поступивших по ленд-лизу.
Но нашему каналу стал интересен вопрос. Какой прототип был взят за основу первой советской дизельной «трехтонки», которую предполагалось запустить в Камышине?
По советской «традиции» им мог бы стать американский грузовик. Но эта версия спотыкается вот на чем. Основные поставки США по ленд-лизу пришлись, как известно, на карбюраторные грузовики средней и малой грузоподъемности. А вот американская дизельная техника была представлена многотонными тягачами Diamond и Mack. То есть это явно не трехтонки.
Второй вариант ответа на вопрос подсказан недавней нашей автомобильной историей. Советский автомобильный дизельный мотор мог быть разработан на базе тракторного дизеля. Ведь в предвоенное время в СССР уже был освоен выпуск дизелей С-65 для челябинского трактора «Сталинец».
Вопрос остается открытым. И тут возникла конспирологическая версия. Один из сотрудников нашего канала вспомнил, что при чтении книги выдающегося советского авиаконструктора Александра Яковлева «Цель жизни. Записки авиаконструктора» был сильно удивлен. Знаменитый советский авиаконструктор описывает поездки в Германию перед войной в 1939-1940 гг. Это было после подписания советско-германского договора. И, самое невероятное, немцы не скрывали от советской делегации свои современные разработки, показывали свои авиационные заводы. И даже дали возможность закупить образцы современных немецких самолетов, с которыми вскоре нашим летчикам пришлось столкнуться в небе.
А может и трехтонный дизельный грузовик, который мог выпускаться в Камышине, имел немецкое происхождение? Посмотрите, дизельных трехтонок в немецком автопроме предвоенного времени было несколько. У Mercedes-Benz c 1938 года среднюю гамму составляли трёхтонки L3000S и L3000A с четырёхцилиндровыми дизелями в 65-75 л.с. Главной военной продукцией фирмы «Боргвард» были трёхтонки серии В3000, выпущенные в 1938-1944 годах в количестве 30 тысяч экземпляров. Их комплектовали дизельными двигателями мощностью 65-78 л.с. Главным же грузовиком грузоподъемностью 3 т для вермахта был Опель Блиц, но он оснащался бензиновым мотором.
Конечно, это всего лишь конспирологическая версия.
Но все-таки открытым остался вопрос: какой же грузовик должен был выпускаться на волжском КАМАЗе в Камышине?
Уважаемые читатели, что вы думаете по данному вопросу. Пишите в комментариях