Страниц: 180
Оценка: 6/10
Первое издание: 2017 г.
Я очень хотела прочитать эту книгу, но она всё никак не выходила ни на ЛитРес, ни на Mybook, а бумажная стоила около 700 рублей. Поэтому во все листы желаний я вписывала «Особое мясо», чтобы мне её подарили. И вот наконец я смогла её прочитать.
В мире возник вирус, поразивший всех животных на планете, из-за чего они стали не пригодны для еды. Человечество годик потерпело, помаялось, да и придумало выход: заменить мясо животных на мясо собратьев. Сделано это в промышленных масштабах: скотобойни, кожевенные заводы просто переоборудовали под «особое мясо».
Главному герою, правой руке завода, занимающегося «особым мясом», на одной из деловых встреч дарят «голову»: одну «самку» высшего качества, чтобы герой как-нибудь отведал вкусного и свежего стейка. Однако, как зачастую бывает в антиутопиях, герой не совсем в системе и «особое мясо» не ест. Он и работает на заводе лишь потому, что ему нужно содержать отца в дорогом доме престарелых, где его не пустят на ужин. И герой не знает, что же с этой самкой делать.
Я очень разочарована книгой, хоть у меня и не было высоких ожиданий.
Начну с того, что сама идея очень неправдоподобна. Если все животные опасны и их максимально истребили, то как это могло не сказаться на экосистеме? Вспомним хотя бы истребления воробьёв в Китае в 1958-1960 годах, в результате которого наступил голод. Если же животные истреблены только вблизи населённых пунктов, то нам почему-то не рассказали о средствах защиты городов от случайных посетителей. Да, люди боятся птиц и ходят с зонтиками, но на вопрос это не отвечает, да и года было бы мало.
Второй вопрос — как так вышло, что вирус поразил всех животных — как минимум, рыб, рептилий, земноводных, млекопитающих, но оставил людей? В романе не рассказывается, какие животные оказались заражены, но, судя по тому, что люди не едят рыбу, не заменяют скот дичью или теми же лягушками, можно сделать вывод, что всех. Герой считает, что это заговор правительства: это, на самом деле, более логичная версия, но у неё тоже есть большие недостатки: сложно организованно убедить всех людей мира, что животных есть нельзя, ведь кто-то наверняка бы попытался, понял, что с ним всё нормально, и как минимум организовалось бы подпольное движение.
Также для меня странно, что люди прям так жаждут мяса, что, вместо того, чтобы употреблять и улучшать заменители мяса, принялись за каннибализм. Ведь даже сейчас есть много хороших заменителей вроде соевого мяса. Мне легко представить свой отказ от мяса, если бы его больше нельзя было есть. А здесь люди так его хотят, что есть даже группы людей за заборами заводов, мгновенно набрасывающиеся на выкидываемые остатки. Но при этом «особое мясо» — продукт всё равно элитарный, производство чуть ли не штучное, из-за чего цены высокие.
Также мне интересно, как за год не разорились все эти заводы, работавшие со скотом, и как получилось так быстро реструктуризировать производство. Да кто помимо преступников становится «особым мясом»? За год не смогли бы вырастить взрослых «особей». И почему их не проверяют? Например, на куру, раз едят всё, даже мозг.
И я не поняла, почему у них есть комендантский час. Никаких революций, никакого бунта, просто после комендантского часа вас могут поймать и съесть каннибалы.
Из-за того, что книга разваливается, как только начинаешь хоть чуть-чуть задумываться, в неё не веришь вообще. Но если бы это была только одна проблема! В целом роман выглядит как набросок. Нам очень долго показывают быт в новых условиях, но ничего по сути не происходит. Герой не борется с системой, кривится, но со временем становится всё более конформным. Однако то, как роман закончился, мне понравилось. Не хочу спойлерить, но это было хорошо.
Также перевод здесь ужасающий. Понимаю, что с испанского гораздо меньше переводчиков, но чтобы так не старались, я вижу впервые. Мне приходилось по несколько раз перечитывать почти каждое предложение из-за странного и неправильного построения предложений. Чаще всего у переводчика были проблемы с местоимением «он»: обычно личные местоимения мы используем в форме «Маша ела кашу. Она была вкусная» или «Миша любит учиться. Он получает одни пятёрки». Здесь же всё не так: «Урлет не отвечает, просто смотрит на них с полуулыбкой, застывшей на его лице. Он смотрит на Урлета и знает, что сущность, что бы там ни было, царапает кожу мужчины изнутри, хочет завыть и прорезать воздух резким, режущим воплем». Также в тексте я встретила такой позор, как «обескровленное кровью».
Как я поняла, Агустина хотела поразить читателей тем, что выходит за наши представления морали, ибо в обществе не принято есть людей. Но я считаю, что нормы морали — вещь зыбкая. Для племён Новой Гвинеи есть человека — нормально, для нас нет. А для кого-то отношения до брака или появление в обществе с непокрытой головой — то же самое, что и каннибализм. Всё это лишь в нашей голове. Хотя не стоит забывать о том же куру, которым можно заразиться, съев мозг больного человека.
Думаю, Агустина хотела рассказать о страшной антиутопии, когда люди перестают быть людьми и начинают делиться на мясо и членов общества, хотя на самом деле разницы в них нет никакой. А также как быстро в обществе меняются нормы морали, проникая в умы даже тех, кто поначалу отвергал новый порядок — как это было с главным героем.