Продолжая разговор о том, как студенту потратить время и использовать возможности Пушкинской карты с пользой для своего развития и удовольствия, предлагаю посетить Музей Москвы. Мы часто даже не знаем, или не хотим знать о том, как живет наш родной город.
Музей Москвы основан в 1896 году. Потому что каждому большому городу необходимо хранить свою историю. Музей располагался в разных зданиях, сейчас его разместили в Провиантских складах на Садовом кольце рядом со станцией метро «Парк культуры».
Сейчас это мультимедийный центр культуры. Здесь можно посетить интересную экспозицию, попробовать себя в градостроительстве, поучаствовать в дискуссии.
Я предлагаю посмотреть спектакль, который, без сомнения, обогатит вас эстетически, информационно, художественно. 28 и 29 января в театральном пространстве Музея Москвы пройдут премьерные показы спектакля «Тени великих смущают меня», основанного на нобелевской речи Иосифа Бродского. Творческую идею Дмитрия Брусникина представят режиссеры Гладстон Махиб и Сергей Щедрин. Роли в спектакле исполнят ученики самого Брусникина из разных поколений, а также студенты современного курса Марины Брусникиной в Школе-студии МХАТ.
Ведь речь Бродского – это не наставление, а откровение педагога и поэта. Да, в первую очередь педагога. Биограф поэта Лев Лосев, писал: «все его уроки были уроками медленного чтения поэтического текста». Не имея специального педагогического образования, Бродский преподавал 12 лет в университете города Энн-Арбор. Позже он учил студентов и в Нью-Йоркском, и Колумбийском университетах Америки, преподавал в Англии. Поэт вел историю русской литературы, поэзию и теорию стиха. Он выступал с публичными лекциями, читал стихотворения на форумах и фестивалях. Учил он по наитию, нестандартно, поскольку специального образования не получал. В прямом смысле лекции он не читал, он вел диалог о литературе.
Из его Нобелевской речи:
«На сегодняшний день чрезвычайно распространено утверждение, будто писатель, поэт в особенности, должен пользоваться в своих произведениях языком улицы, языком толпы. При всей своей кажущейся демократичности и осязаемых практических выгодах для писателя, утверждение это вздорно и представляет собой попытку подчинить искусство, в данном случае литературу, истории. Только если мы решили, что «сапиенсу» пора остановиться в своем развитии, литературе следует говорить на языке народа. В противном случае народу следует говорить на языке литературы».
В 1987 году Иосифу Бродскому присудили Нобелевскую премию по литературе «за всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью». Именно тогда он прочел знаменитый текст о гуманизме, который и лег в основу спектакля.
Режиссер Гладстон Махиб отметил: «Дмитрий Владимирович Брусникин часто говорил о нобелевской речи поэта и о том, как важно, чтобы этот текст звучал громче. Ему хотелось, чтобы этот текст читали люди разного возраста. Так появилась мысль собрать вместе его учеников и студентов».
Зрители спектакля попадают в зал ожидания, где каждый ждёт своей очереди сказать о ценности человеческой жизни и литературы. Путешествующие знаменитости поднимаются на трап самолета, как на кафедру, и озвучивают разные отрывки из лекции Бродского, по-новому переосмысляя его размышления о ценности человеческой жизни и литературы.
Пьеса выполнена в технике verbatim. Эта техника позволяет передать фиксацию опыта социального неблагополучия, болевых точек, политических столкновений. Каждый сюжет verbatim в предложенном варианте затрагивает проблему отношений между людьми и решает ряд философских вопросов: любви и ненависти, истинности и ложности чувств, смысла жизни, наконец.
Напоминаю, что для посещения зрителям потребуются QR-код и документ, удостоверяющий личность.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ