Практически сразу после принятия авиации на военную службу в армиях всех стран стали формировать авиаподразделения, состоявшие из нескольких самолетов. И как воинские части получают персональные знамена, так и многие авиаотряды стали отмечать свои самолеты особыми эскадрильными эмблемами. Авиаторы той эпохи считали себя последними рыцарями, и к своим эскадрильям относились, как к рыцарским орденам – а в Средневековье, с которого брали пример романтично настроенные летчики, каждый рыцарский орден имел свою эмблему. Кроме того, с увеличением числа самолетов в небе и нарастанием массовости воздушных боев, возникла необходимость в опознавании аэропланов именно своего отряда – для сохранения строя и успешного взаимодействия всех пилотов подразделения. Все это вместе взятое и привело к разработке практически во всех участвовавших в Великой войне авиачастях хорошо различимых эскадрильных опознавательных знаков, которые наряду с государственными знаками наносились на всех самолетах подразделения - для быстрой идентификации принадлежности аэроплана к той или иной авиачасти. В разных армиях эти эскадрильные эмблемы были разными: у одних – одинаково покрашенные какие-либо элементы аэроплана, у других – геометрические фигуры, нарисованные на фюзеляже, у третьих – полосы различных цветов, опоясывавшие корпус или крылья аэропланов, у четвертых - «банальные» цифры номеров эскадрилий особого шрифта.
Но кроме эскадрильных эмблем и маркеров некоторые самолеты во многих воздушных подразделениях мира несли и другие, знаки, не обговаривавшиеся никакими уставами и наставлениями. Эти эмблемы были индивидуальны, присущи только данной машине, и не повторялись на других аэропланах эскадрильи. Они появились даже несколько раньше разработки и нанесения эскадрильных эмблем и, как правило, отмечали самолеты опытных летчиков, асов, гордившихся одержанными победами. Именно эти летчики, ощущавшие себя элитой авиации, старались выделить свою машину каким-нибудь крупным рисунком или особой окраской. Ведь яркая, нестандартно отмеченная машина в общем строю самолетов привлекала всеобщее внимание, ободряюще воздействуя на своих летчиков, и деморализуя воздушного противника – как бы говоря ему: «Бойся – летит ас!»
В связи с этим нужно уточнить: во время 1-й мировой войны и эскадрильные, и личные эмблемы чаще наносились на самолеты истребительной авиации. Ведь бомбардировщикам и разведчикам в то время особая эскадрильная маркировка не очень-то требовалась. Неторопливо шедшие в общем строю по прямой, не сворачивая с курса и дружно отстреливаясь от атакующего противника, эти самолеты имели мало шансов потеряться в небе. Да и привлекать к своей машине повышенное внимание врага, грозившее более активными атаками на отмеченный эмблемами самолет, мало кому из летчиков тяжелой авиации хотелось (хотя на фотографиях 1-й мировой все же встречаются и ударные самолеты с эмблемами на бортах). Отрядные отличия требовались в первую очередь истребителям: именно им, рассыпавшимся на маневрировании по всему небу, по окончании круговерти воздушного боя необходимо было вновь собраться вместе, не пристроившись по ошибке к строю другого отряда. И именно для истребителей был важен психологический эффект ярко выделенных «асовских» машин, пугавший врага и бодривший дух своих сослуживцев.
С увеличением числа авиаподразделений и ростом количества асов возрастало так же количество и разнообразие как эскадрильных, так и личных эмблем, для описания которых требуется многотомное сочинение. Здесь же будет рассказано только об общих принципах создания эмблем в эскадрильях различных армий той войны, и приведены лишь некоторые, наиболее характерные эскадрильные и индивидуальные опознавательные знаки.
ФРАНЦИЯ
В предыдущих статьях говорилось о том, что в целом неплохо разработанный защитный камуфляж французских самолетов делали малоэффективным огромные государственные кокарды во всю ширину плоскостей. Точно так же не способствовали маскировке самолетов и эмблемы эскадрилий, которые французы любили делать крупными и разноцветными; к тому же эскадрильные эмблемы дополнялись на бортах фюзеляжа и верхних плоскостях столь же крупными и яркими тактическими номерами. Эти номера были обязательными фактически для всех французских машин; они указывали на место данного самолета в строю эскадрильи. Сами же эскадрильные эмблемы во французской авиации представляли собой разнообразные рисунки самой широкой тематики: здесь могли присутствовать и животные, и птицы, и различная рыцарская атрибутика. Довольно часто во французских эскадрильных эмблемах использовался петух – неофициальный символ Франции. Избранный эскадрильей отрядный рисунок наносился на все самолеты подразделения, что позволяло летчикам в воздухе легко отличать «своих» от «чужих», и не терять в круговерти боя строй своей эскадрильи.
А вот известные асы иногда позволяли себе обходиться без тактических номеров, и даже временами - без эскадрильных эмблем, выделяя свои машины среди других аэропланов более вычурной окраской или только личными эмблемами. Кстати, о личных эмблемах французских пилотов: крайние индивидуалисты, французские летчики обожали выделять свои самолеты самыми разными рисунками или надписями, тематика которых ограничивалась только фантазией авторов. Причем во французской авиации превращали свои самолеты в летающие картинные галереи не только выдающиеся асы, но и рядовые, никому не известные летчики: ведь эта «живопись» не запрещалась никакими уставами. Личные эмблемы пилотов обычно рисовались на бортах фюзеляжей за кабиной; зачастую они бывали не меньшими по размерам, чем эмблемы эскадрильные, а то даже еще и более крупными. Но некоторым летчикам и этого было недостаточно. Такие авиаторы вообще полностью покрывали свои самолеты какой-нибудь яркой краской или в угаре патриотизма окрашивали свою машину в цвета государственного флага.
Выше уже говорилось о том, что в 1-ю мировую войну эмблемы на бортах самолетов были в основном характерны для истребительной авиации. Летчики бомбардировщиков значительно реже выделяли свои машины яркими эмблемами, чтобы не привлекать к себе лишний раз внимание «воздушных охотников» противника. Тем не менее, личные эмблемы встречались и на самолетах ударной авиации. Особенно это было характерно для французов. Они недаром считали своим символом петуха – такие его качества, как фанфаронство и задиристость, присущи многим представителям нации франков. И не раз бывало, что пилоты французских бомберов при нападении на них немецких истребителей сами переходили в атаку, сбивая мешающие им самолеты противника. И в характерном для французов стремлении к украшательству своих заслуг, одержавшие победы бомбардировщики по примеру истребительной авиации так же выделяли свои машины эмблемами, показывая, что и в ударной авиации Франции есть свои асы…
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
В британской авиации «вольности во французском духе» не только не поощрялись, но напрямую запрещались командованием. Поэтому самолеты британской авиации по сравнению с «летающими картинными галереями» французских летчиков выглядели весьма «скучно». Личных эмблем английские летчики не имели - какие-либо рисунки на фронтовых самолетах британской авиации были запрещены, так же как и любые надписи (кроме технических). Индивидуальным отличием каждой машины служил только тактический номер, указывавший место самолета в эскадрилье; он выполнялся обычно в виде крупной арабской цифры или латинской буквы (реже – в виде буквенно-цифрового кода). Этот тактический номер на камуфлированных самолетах наносился белой краской, а на неокрашенных машинах – черной. Впрочем, не бывает правил без исключений. Поэтому на исторических фотографиях изредка встречаются изображения британских самолетов с индивидуальными эмблемами – рисунками или надписями. Однако такие случаи действительно были редкими: подобную вольность могли позволить себе только самые известные, выдающиеся асы, пользовавшиеся особой симпатией начальства. Причем в основном подобные «непотребства» встречались на самолетах асов союзных эскадрилий, влившихся в ряды британской авиации (австралийцев, канадцев, американцев и т.п.). Эти асы, как иностранцы, подвергались дисциплинарным ограничениям менее строго, чем англичане.
Тем не менее, несмотря на отрицательное отношение британского руководства к нанесению на самолеты индивидуальных эмблем, начальству приходилось мириться с присутствием на аэропланах эмблем эскадрильных. Их наличие диктовалось самой организацией авиации, и необходимостью ради сохранения строя отличать в воздухе и на земле «свои» аэропланы от самолетов «чужих» эскадрилий. Тем не менее, англичане оставались англичанами. Их эмблемы эскадрилий были строгими и лаконичными: никаких ярких рисунков птиц, животных и прочей «французской дребедени»; британские эмблемы эскадрилий представляли собой полосы или геометрические фигуры: квадратные, треугольные, круглые значки. Эти простейшие эмблемы не отличались многоцветием - они наносились только белой краской (на неокрашенных самолетах – черной). В ряде авиаподразделений кроме эскадрильных значков использовались еще знаки для различия звеньев, входивших в эту эскадрилью; как правило, это была различная окраска шайб колес.
Несколько более «кислотно» выглядели эскадрильные эмблемы некоторых подразделений морской авиации, которые позволяли себе ярко окрашивать капоты моторов или чередовать с белыми полосами полосы красных, черных или голубых цветов. Выделение яркими цветами морякам было необходимо на случай аварийной посадки на воду – так можно быстрее обнаружить в волнах потерпевший аварию аэроплан. Однако при случавшемся во фронтовых условиях переводе морской эскадрильи в армейское ведомство цветная маркировка тут же закрашивалась камуфляжем.
«Антикамуфляжная» эскадрильная маркировка 10 Naval(морской) эскадрильи (так же здесь видны и марки различия звеньев на шайбах колес)
А вот в тыловых летных школах Великобритании царили несколько более либеральные порядки. Там порой попадались самолеты, окрашенные не в суровый цвет хаки, а в яркие декоративные цвета и даже узоры. Такой «антикамуфляж» применялся для того, чтобы было легче наблюдать за маневрами в небе учебного аэроплана, и выявлять ошибки в пилотировании у начинающего летчика.
Литература:
Munson Kenneth. Fighters 1914-1919. Blandford press, 1976
Истребители Первой мировой войны. «Война в воздухе» № 85, 86. Периодическое научно-популярное издание. Редактор-составитель Иванов С. В. ООО «АРС»., 2001 г.
Кондратьев Вячеслав. Истребители первой мировой войны. М.: Московская правда, 1996
Обухович В.А., Никифоров А.Ф. Самолеты первой мировой войны. Минск: Харвест, 2003
Рохмистров В.Г. Авиация великой войны М: «Издательство АСТ»: ОАО «В30И», 2004.
Харук А.И. Бомбардировщики первой мировой войны. М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.
Харук А.И. Истребители первой мировой войны. М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.
Шепс А. С. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты. СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2002
1МВ: Геральдика асов. Опознавательные знаки аэропланов Антанты
1МВ: Геральдика асов. Опознавательные знаки аэропланов Четверного союза
1МВ: Геральдика асов. Отрядные и личные эмблемы авиаторов России, Италии, Бельгии, США
1МВ: Геральдика асов. Отрядные и личные эмблемы авиаторов Четверного союза
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме истории авиации и авиационных асов.