Найти тему
Александр Галушкин

САРАПАЙ

Единственный для женщины правильный

выбор — быть с тем, кому она больше нужна

и кто больше нуждается в её сострадании.

Жили-были в одном небольшом двухэтажном доме по улице Кооперативной, что находится в центре села Сафакулево, четыре симпатичных, совершенно не обременённых никакими посторонними обязательствами девицы. Причём одна из Нин - блондинка, вторая - русая и две брюнетки. Девушки по имени Нина занимали комнату, окна которой выходили во внутренний двор, а Роза и Сабира чуть большее помещение, окнами на проезжую часть улицы Кооперативной, прямо против деревянного здания пекарни. Комнаты сообщались общим коридором с кухней, в которой имелась аккуратная голландская печь, предусмотренная по проекту на всякий случай. Квартира обогревалась батареями от центрального отопления, которое обеспечивало теплом в достаточном количестве, чтобы чувствовать себя вполне комфортно. В этой квартире, словно на сцене драмтеатра и будут разворачиваться события, первоначального периода. И так, девушек звали Нина Валовик, другая – Нина Зюзева, Роза Умутбаева и Гилимьянова Сабира – она же Света, она же Светик, она же и Сарапай. Впрочем, для кого как.

Младшая сестра Хадича Гилимьянова и Нина Глушкина возле дома родителей. Так выглядит дом после капитального ремонта. Летом его используют как дачу.
Младшая сестра Хадича Гилимьянова и Нина Глушкина возле дома родителей. Так выглядит дом после капитального ремонта. Летом его используют как дачу.

Приходим однажды с братом в кино, которое показывали пока ещё в старом кинотеатре, нынешнее здание Музыкальной школы, а впереди нас незнакомые девчата, та самая четвёрка. Фильм закончился, тут одна из девчат сообщает подругам вслух: «Ну, я и посмотрела»? Те не поняли сначала, что к чему, пока Света не уточнила, что забыла дома очки. Мы всё это слышали и смеялись с девчатами вместе. Вместе вышли из зрительного зала, да и домой нам идти в одну сторону. Смеялись, конечно, дорогой прикалывались, но уже не столь о забытых очках, а как обычно чему попало, что свойственно молодым людям, неискушённых судьбой, надеющихся что всё и всегда будет только хорошо и прекрасно как в данный момент.

С согласия девчат вошли в их довольно обустроенную квартиру, которая нам пришлась по душе. С тех пор в кино ходить стали каждый день, и каждый раз встречали и провожали наших жизнерадостных милашек, прибывших сюда из разных областей Советского Союза. Коли Света главный герой этого рассказа, то и начнём с неё. В селе Сафакулево она оказалась в 1969 году, работала диктором на студии местного радиовещания. Роза работала в архитектурном отделе при райисполкоме, прибыла в район по распределению в это же время. Нина Валовик трудилась в зоотехническом отделе Управления сельского хозяйства, Нина Зюзева зав отделом РК комсомола по школам.

Подруги  Сабиры.  Слева направо: Галеева Зимфира, Валовик Нина, Понамарёва Наталья, Галушкина Нина и младшая сестра Хадича.
Подруги Сабиры. Слева направо: Галеева Зимфира, Валовик Нина, Понамарёва Наталья, Галушкина Нина и младшая сестра Хадича.

Дружба их началась с начала совместного проживания в общежитии, о котором сказано выше. Сходились вместе по вечерам. Кто-нибудь, из них зачастую, был то в командировке, то на учёбе. Питались девчата по-студенчески: утром чай, обед чаще в общественной столовой, ужин как попало, обычно всухомятку. Поэтому все были стандартного веса, стройные, красивые. Хоть сейчас выпускай на подиум красавиц. Ухаживали за собой, хорошо одевались, и, разумеется, не оставались без внимания противоположного пола.

Кино и танцы – обычное развлечение сельской молодёжи. Телевизора в общежитии не было. Вечеринки мы проводили частенько, повод всегда находился, да и праздников пруд-пруди. Хорошо соседи на первом этаже попали сознательные, никогда ни каких претензий не высказывали. Ими были Чулпан Бакирович и Изольда Васильевна. Оба работали в прокуратуре, и подрастал у них, к тому же, маленький ребёнок.

Это все твои друзья. Приезжай, места для тебя забронировано. Ждём!

Время быстротечно, и вскоре Сарапай осталась в общежитии одна, но уже ненадолго. Подруги сменили фамилии и адреса, и остались жить в Сафакулево.

Сёстры Сабира и Хадича. 2020 г.
Сёстры Сабира и Хадича. 2020 г.

Зато Светик переехала в соседнее село и стала рядовой колхозницей. Правда за дойки коров она не дёргала, так как была экономистом, а лишь давала механизаторам и животноводам, сколько чего произвести и по какой цене. Привыкшие к строгой дисциплине, колхозники её уважали и строго придерживались рекомендаций. А колхоз в целом, под руководством Наркиса Нигаматовича, гремел на всю страну за проданные государству тонны зерна, молока и мяса, занимая во всесоюзном социалистическом соревновании призовые места. Против факта не пойдёшь. Колхоз Знамя Победы на самом деле достиг высочайших показателей и был примером на всю область, впоследствии стал дважды лауреатом премии Т.С.Мальцева. Многие колхозники тогда получали заслуженные ордена и медали, а от колхоза добротные квартиры. В одной из таких проживала и наша героиня. Домик этот до сих пор на месте. При проявлении ностольгических чувств, можно навестить село, но колхозом там уже и не пахнет. Знаменитая Сулюклинская мельница давно угасла, нет ни МТМ, ни общественного стада, ни ферм, ни полей с тучными нивами. Светик, Сарапай, как хорошо, что ты не видишь ничего этого? И лучше, что не видишь.

Сулюклинская эпоха оказалась не так продолжительна. Способного экономиста заметило районное руководство и предложило работать в штате управления сельского хозяйства. А колхоз пусть готовит кадры на своей земле, да и по росту Сабира Сабировна не подходит для суликлинцев. Там все малорослые, что мужчины, что женщины, и нечего породу портить, отправляйся ка лучше туда, откуда пришла.

Сабира в первом ряду с подругой Ниной Валовик между двумя мужчинами. На снимке работники управления сельского хозяйства.
Сабира в первом ряду с подругой Ниной Валовик между двумя мужчинами. На снимке работники управления сельского хозяйства.

Работа на новом месте давалась легко. Плановый отдел управления сельского хозяйства тогда возглавляла жена председателя райисполкома, Эмма Николаевна. Одновременно, вновь обретённая Сафакулевское гражданство товарищ Сарапай, училась в сельскохозяйственном институте в городе Кургане, на экономическом факультете. Одно другому не мешает. Диплом специалиста с высшим образованием, в любом городе не будет лишним, и к тому же даст приоритет при поступлении на престижную должность, что вскоре подтвердилось на все сто процентов. У экономистов всё в процентах, потому как это их хлеб, их основной рабочий инструмент, двигатель производства /прогресса/. Для нас же это некая абстрактная величина по сравнению с каким - то периодом или относительно чего-то.

Я работал в это время председателем плановой комиссии отдела райисполкома. Помню, проводилось у предрика очередное мероприятие, где присутствовала Сарапай. Своё демисезонное пальто она повесила на старомодную открытую вешалку в моём кабинете, чтобы не толкаться в очередь в приёмной райисполкома. Дело было ранней весной. В кабинет предрика светило яркое солнце, видимо, Света посчитала, что сейчас лето, и прямиком после заседания отправилось домой. Квартира её, по новому место жительству, находилась метрах в пятидесяти от здания райисполкома. Видимо гардероб у Светы был приличный, коли позволил ей забыть пальто на целых два-три месяца. Посетители моих апартаментов, косо поглядывали на необычный атрибут, явно женского предназначения. Висит. Ну и пусть висит. Я как-то не обращал на него внимания, других забот хватало. И вот однажды, Сарапай, снова оказалась в райплановском кабинете. Увидев знакомую вещь, не поверила глазам своим. Протерла на всякий случай очки и снова поглядела. Вместо того чтобы поблагодарить хозяина за сохранность вещи, прочитала мне для порядка лекцию о не целевом использовании чужой собственности.

Достигнув совершенства на новом поприще, Сарапай почувствовала, что уже способна самостоятельно трудится на более ответственном посту, да и зарплата рядового экономиста не удовлетворяла возросшие запросы молодой женщины. Решительности нашей подруги не занимать, вскоре нашла подходящее место в городе Челябинске и смело отправилась покорять новые высоты. Этот период её творчества, за пределами нашей области, нами изучен относительно хуже, но в общих чертах понятно что к чему. Несколько раз бывали у них на квартире с инспекторской проверкой, правда, под видом приглашённых гостей, на день рождения. И даже ночевали там, умастившись все в ряд, на полированном полу, городской квартиры, на пятом или восьмом этаже, в центре города.

Нашла здесь Сарапай своё счастье, свою половинку. Муж, Равиль, потомственный сталевар, вскоре стал отцом двоих детей: мальчика и девочки. Молодцы Сабира и Равиль. Пятилетний план выполнили досрочно. Что же, плановик, даже, при создании семьи ответствен за её рост и развитие. А сталевар обязан давать стране продукции много и разного ассортимента. У наших, теперь уже Челябинских товарищей, с обязательствами и ответственностью всё в порядке, чему можно только порадоваться. Сарапай быстро освоилась с городским ритмом жизни, к тому же и родная сестра поблизости, что ни говори, а родственная душа. Без проблем нашла для себя подходящую нишу, сообразуясь с современной обстановочной. На конкурсной основе заняла очень престижную должность, о которой мечтали многие конкуренты. Получилось так, что простая Азналинская женщина с крестьянскими корнями, перещеголяла родовитых Челябинских модистов-экономистов со связями и прочей мишурой, и много лет давала им фору. Теперь уже дети: Ринат и Юля задают тон. Вот, что значит иметь Сафакулевскую закалку? Знайте наших, мы ещё не такое способны вытворить! 2013 г.