Найти тему
Стив Май

Что сделать вместо "пятёрок" и "двоек"?

В этой статье я опишу возможную систему "оценивания", которая может прийти в обозримом будущем.

Я довольно много писал об оценочной "пятибалльной" системе в школе. В кавычках, потому что она ни капли не пятибалльная. Максимум - трёхбалльная. "3", "4" и "5". Эта система очень ущербная и "дырявая". В ней куча проблем, а основные заявленные функции не выполняются уже лет тридцать.

"Опять двойка"
"Опять двойка"

Классические оценки дано пора отправить на покой.

Но чем заменить?

В общем-то, ничем заменять и не надо. Сейчас мир (и образование, в частности) меняется таким образом, что старые системы просто перестают работать. Нужен совершенно иной подход, новый принцип. Поэтому лучше никак, чем по-старому.

И всё же.

Каждый элемент школьной программы разбивается на минимальные, атомарные элементы. При чём не по привычным нам "темам", а по умениям и навыкам. Это сильно отличается от классического деления.

Ну вот возьмём, к примеру, предметную область "геометрия". Раньше что учитель оценивал? Выучил ребёнок теорему - молодец, "пять". Не выучил - "два". Решил задачу - "5", сделал ошибку - "4". А сейчас нужны другие вещи - конкретные, но в то же время - более общие.

Разделим геометрию не на задачи и теоремы, а немного иначе.

Для того, чтобы решить задачу по геометрии, ученик должен:

  • Прочитать текст и понять смысл.
  • Построить чертёж, который не противоречит смыслу.
  • Построить непротиворечивое доказательство.
  • Выполнить вычисления.

Это всё, конечно, само по себе делится на ещё более мелкие части. Например, в этой статье я описал лишь один из шагов на пути к пункту "Построить чертёж".

И тут вырисовывается очень любопытная система оценивания. По каждому предмету нужно составить довольно большой список навыков, которыми должен овладеть ребёнок. Ученик их осваивает последовательно - один за другим, а учитель отмечает прохождение условным знаком ("+").

Очень часто все сталкиваются с тем, что ученик не успевает осваивать какую-то тему, и ему приходится ставить "тройку", чтобы он мог вместе со всеми осваивать следующие. Конечно, это "медвежья услуга", ибо науки всё-таки последовательны, и пропуск в самом начале приводит к проблемам в дальнейшем, которые накапливаются, как снежный ком, что и приводит к неуспешности в учёбе.

Именно поэтому "плюсик" должен быть не оценкой, а пропуском к следующим заданиям - пока не освоил какой-то навык, нельзя переходить к следующему. Пока ученик не получил свой "плюсик" за рисование чертежей, ему нет смысла учиться работать с доказательствами.

По этим "плюсикам" легко оценить продвижение ученика в том или ином предмете, по любой теме.

Система мониторинга получается даже не бинарная - зачёт/незачёт, а почти унарная - зачёт/пока-ещё-не-зачёт. Потому что в конце концов каждый должен получить все свои плюсики.

Сейчас среди учителей довольно популярен термин "формирующее оценивание". Что только под ним ни понимают, но на мой взгляд, этот термин идеально подходит именно к такой системе мониторинга.

Как это возможно?

Мне часто ставят в упрёк, что мои методики хорошо работают лишь при индивидуальных занятиях или в очень малых группах (2-3 человека). Но это не так. Система оценивания сама по себе бесполезна, когда нечего оценивать. Для её работы нужны комплексы формирующих заданий, которые ученик может выполнять в своём темпе почти полностью самостоятельно. Имея такой комплекс, один учитель вполне может работать с 15-20 неподготовленными учениками, а это уже практически целый класс. А что уж говорить про подготовленных? (Я лично считаю оптимальным 16 человек)

Поскольку каждый работает в своём темпе, но пройти должен одинаковую дистанцию, возникнет ситуация, когда одни уже всё сделали, а другие ещё только начали. Выходов из неё два: 1) более глубокие дополнительные задания, и 2) ускоренное продвижение вперёд, где это возможно. Я специально выделил условие, потому что в некоторых науках продвижение вперёд сильно ограничено хотя бы физиологией. Но кто-то и в самом деле способен освоить 11 классов к 9 годам - зачем его держать до 18 лет в школе?

Где это уже работает?

Может показаться, что всё это эфемерные идеи, мысли вслух. Но нет. Такая система мониторинга с широчайшим комплексом атомарных заданий (не для формирования, а для оценивания) уже создана и почти 20 лет успешно работает. Догадались? ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.

Беда в том, что таких комплексов заданий для формирования навыков нет в общем доступе. В учебниках творится чёрт знает что, дидактические материалы тоже ужасные пошли. Была попытка создать "рабочие тетради на печатной основе", но получилось, как всегда.