Священномученик Владимир Пастернацкий родился в 1885 г. в местечке Дудичи Минской губернии, происходил из семьи потомственных дворян, перешедших в духовное сословие.
Отец священномученика, протоиерей Иларион, служил настоятелем дудичской Покровской церкви. По окончании Минской семинарии Владимир вступил в брак с дочерью священника Натальей Феофановной Сосновской, был рукоположен во священника и назначен настоятелем Петропавловской церкви в селе Песочное Слуцкого уезда.
В Песочном у отца Владимира и его супруги родилось восемь детей. В 1920-е гг. отец Владимир Пастернацкий стал благочинным церквей Копыльского района.
Борьба с крестьянством, развернутая сталинским руководством в конце 1920-х гг., стала одновременно и борьбой с Православной Церковью. Духовенство облагалось огромными налогами, выплатить которые было невозможно. Отец Владимир и его супруга поначалу справлялись за счет старших детей, которые жили отдельно от родителей. Но поскольку денег не хватило, «народная» власть отобрала у семьи корову – кормилицу трех малолетних детей.
В 1932 г. отца Владимира перевели в Копыль, в то время как храм в Песочном был закрыт и разрушен. Страшные гонения обрушились тогда на всю белорусскую землю, в 1933 г. отец Владимир стал единственным священником в Копыльском районе, остававшимся на свободе.
Священномученика тоже не оставляли в покое, его дом обыскивали, самого пастыря вызывали в НКВД, где требовали публичного отречения от священного сана. Взамен святому предлагали хорошо оплачиваемую работу бухгалтера.
– Отрекайся или исчезнешь без следа, – прямо говорили отцу Владимиру.
Давление оказывалось и на младших детей святого, которые были исключены из школы. Но усилия чекистов были тщетны – отец Владимир от сана не отрекся.
Священномученика Владимира арестовали в 1936 г. За несколько дней до этого он похоронил свою мать, накануне ареста отслужил последнюю в своей жизни Божественную Литургию. 24 марта 1936 г. по приговору «народного» суда пастырь получил два года заключения.
Дочь святого вспоминала, что не погибнуть от голода семье помогли жители села:
- Нам просто люди не дали умереть. Постучат, картошку под двери поставят, а сами тихонько уйдут.
Отец Владимир был неожиданно освобожден в декабре 1937 г., приехал в Рославль и через несколько дней снова арестован. От пастыря в очередной раз добивались отречения. Когда стало понятно, что сломить святого невозможно, ему предъявили обвинение, что он являлся «агентом немецкой разведки и проводил среди населения контрреволюционную работу». 5 января тройка НКВД по Смоленской области приговорила пастыря к расстрелу. Спустя несколько дней он был убит.
Семье долго не сообщали о судьбе страдальца. На запрос вдовы был получен ответ о смерти отца Владимира от паралича сердца в 1942 г. Такие «свидетельства» в НКВД- КГБ штамповались массово с целью скрыть масштабы советских преступлений. В годы своей земной жизни Наталья Феофановна так и не узнала о подлинной судьбе своего мужа. Дочери отца Владимира удалось выяснить правду лишь после падения коммунистической власти.
По книге свящ. Феодора Кривоноса «Жития священномучеников Минской епархии».