В ближайшее время состав Черноморского флота должен пополнить новый малый ракетный корабль проекта 22800. Такие корабли в составе ВМФ РФ уже служат, но на Чёрном море это первый представитель проекта.
На Чёрном море в ближайшие дни начнётся завершающий этап государственных испытаний малого ракетного корабля (МРК) «Циклон» проекта 22800 (шифр «Каракурт»). После проведения испытаний корабль будет принят в состав флота. «Циклон» станет четвёртым «Каракуртом» в составе ВМФ РФ и первым в составе Черноморского флота.
Проект «Каракурт» разработан в ЦМКБ «Алмаз». Малые ракетные корабли проекта 22800 относятся к кораблям 3 ранга малого водоизмещения с управляемым ракетным вооружением и предназначены для ведения боевых действий в ближней морской зоне.
МРК «Каракурт» имеет следующие основные характеристики:
- водоизмещение – около 800 т;
- длина – 67 м;
- ширина – 11 м;
- скорость полного хода – до 30 узлов;
- дальность плавания – до 2500 миль.
Основным ударным вооружением МРК проекта 22800 является универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14. Артиллерийское вооружение представлено установкой АК-176МА. Для противовоздушной обороны предусмотрен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М».
Ещё полгода назад планировалось, что МРК «Циклон» будет сдан до конца 2021 года, однако испытания затянулись. Впрочем, несколько месяцев в данном случае – не такой уж и длительный срок.
История создания МРК «Циклон» началась в 2016 году. Контракт на строительство пяти кораблей проекта 22800 был заключен между Минобороны России и Зеленодольским заводом имени А.М. Горького. Закладка первого МРК, названного в дальнейшем «Циклон», состоялась в июле 2016 года. На тот момент предполагалось, что корабль будет сдан в 2018 году.
Фактическое строительство корабля, как и нескольких других заказов Зеленодольского завода для Черноморского флота, велось не в Зеленодольске, а в Керчи на заводе «Залив» (ныне – Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы). Спуск на воду МРК «Циклон» состоялся в июле 2020 года.
Изменения в сроках сдачи заказа, судя по всему, связаны с несвоевременной поставкой двигателей для корабля. В МРК проекта 22800 в качестве главных двигателей используются три высокооборотных дизеля М-507-Д1 производства петербургского завода «Звезда». Получив большой заказ на поставку дизелей для новых кораблей (всего планировалось построить 18 МРК «Каракурт»), двигателестроитель не смог поставить продукцию в срок. По словам руководства завода, сейчас ситуация меняется, полностью наверстать отставание планируется в 2022 году.
С проблемами из-за несвоевременной поставки двигателей столкнулись не только на Зеленодольском заводе. Сложности возникли и у Ленинградского судостроительного завода «Пелла», так же строящего серию МРК проекта 22800. Хотя первые три «Каракурта» постройки «Пеллы» уже успешно несут службу в составе Балтийского флота, заводу пришлось вести судебную тяжбу с заказчиком из-за сроков сдачи кораблей.
Тем не менее, пусть и не в первоначально заявленные сроки, серия МРК проекта 22800 достраивается, и на флот поступают современные корабли.