Найти в Дзене

"ЛиК". О повести "Леди Макбет Мценского уезда" Николая Лескова.

Наверное, самая известная, но, быть может, не лучшая повесть Лескова. Известностью своей обязана художественному фильму «Екатерина Измайлова», вышедшему на экраны во время оно, еще при старом режиме. Совершенно жуткая история о любви, преступлении и наказании. Героиня, Екатерина Львовна Измайлова, натуру имела пылкую, а мужа пожилого, что, как известно, одно с другим плохо сочетается. К тому же ни детей, ни занятий серьезных не имела. И, соскучившись, любовь свою отдала, иного предмета не нашедши, довольно ничтожному человеку, собственного мужа приказчику, красавцу Сергею. Когда же встал перед Екатериной Львовной извечный вопрос: что делать? она, не поколебавшись ни минуты, сделала выбор. Думала, что в свою пользу, а получилось не так. Нет преступления без наказания. Это нам еще Федор Михайлович растолковал. Екатерина Львовна, правда, этого могла и не знать, ибо книжек не читала. У Роди преступление шло от головы, а у Кати от всего сердца. Совершила Катя преступление, да не одно. Наказ

Наверное, самая известная, но, быть может, не лучшая повесть Лескова. Известностью своей обязана художественному фильму «Екатерина Измайлова», вышедшему на экраны во время оно, еще при старом режиме. Совершенно жуткая история о любви, преступлении и наказании. Героиня, Екатерина Львовна Измайлова, натуру имела пылкую, а мужа пожилого, что, как известно, одно с другим плохо сочетается. К тому же ни детей, ни занятий серьезных не имела. И, соскучившись, любовь свою отдала, иного предмета не нашедши, довольно ничтожному человеку, собственного мужа приказчику, красавцу Сергею.

Когда же встал перед Екатериной Львовной извечный вопрос: что делать? она, не поколебавшись ни минуты, сделала выбор. Думала, что в свою пользу, а получилось не так. Нет преступления без наказания. Это нам еще Федор Михайлович растолковал. Екатерина Львовна, правда, этого могла и не знать, ибо книжек не читала. У Роди преступление шло от головы, а у Кати от всего сердца. Совершила Катя преступление, да не одно. Наказание и последовало, сначала через суд человеческий, попросту говоря, уголовный: отправилась по этапу на каторгу. Но еще теплилась в ней любовь; наверное, и мысль была, что не напрасно она душу свою погубила, раз любовь при ней. Стало быть, суд человеческий ее до конца не уничтожил, надежда в ней жила. Но дальше – хуже. «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». Оказалось, что за грех без раскаяния прощение не предусмотрено. Потому и любовь ее, как ей самой открылось, была не любовь, а так, пустое место. С противоположной, Сережиной, стороны. И вот только тогда, когда это стало ясно и в душе ее уже ничего живого не теплилось, стало понятно, что одна ей дорога – в воду. Туда она и кинулась, не забыв прихватить с собой разлучницу ненавистную.

Отсюда следует резюме: как ни греши, от головы ли, от сердца ли, а наказание придет. Если не раскаешься. Наверное, если и раскаешься, то наказание придет. Даже обязательно придет. Но есть надежда, что будет иным. Прошу извинить за морализаторство, на которое никакого права не имею, но по-другому не получается.