Друзья, в продолжение публикации в память Сергея Васильевича Чехонина (02(14).11.1878, с. Лыкошино Новгородской губернии – 23.02.1936, Лерах, Германия) хочу вам показать его произведения, хранящиеся в Москве в Государственном музее керамики в Кусково и доступные для ознакомления на портале Государственного каталога музейного фонда РФ.
Некрасова М. Чехонин Сергей Васильевич // Русская художественная керамика. VIII – XXI века. Иллюстрированная энциклопедия / автор-составитель, научный редактор М.А. Некрасова. – М.: Academia, 2017. – 712 с., ил. – С. 669–671.
ЧЕХОНИН Сергей Васильевич (р. 02(14).11.1878, с. Лыкошино Новгородской губ. – 23.02.1936, Лерах, Германия), известный художник-график, проложивший значительную веху в истории русского фарфора. Работал и в архитектурной майолике. Тонкий каллиграф, мастер книги, сценограф.
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1896–1897), затем в школе княгини М.К. Тенишевой у И.Е. Репина (1897–1900). С 1905 года сотрудничал в первом журнале революционной сатиры «Зритель», редактировал и издавал журнал «Маски». Керамикой занимался с 1900 года в имении С.И. Мамонтова в Абрамцеве под руководством М.А. Врубеля и П.К. Ваулина, позднее, когда он возвратился из-за границы в 1907 году, в мастерской Ваулина на гончарном заводе в Кикерине под Петербургом. В числе других художников работал по созданию майоликового панно для фасада гостиницы «Метрополь» (1902–1909). Выполнил майоликовое панно для храма в память 300-летия дома Романовых и церкви лейб-гвардии Московского полка на Сампсониевском проспекте в Петербурге (1914), создавал изразцовые фризы интерьеров, участвовал в декоративном оформлении Юсуповского дворца на Мойке.
В фарфоре Чехонин начинает работать с 1913 года, когда его, владевшего графическим искусством, доведённым до совершенства, а кроме того, разными ремёслами, пригласило Министерство земледелия, консультантом которого он был в отделе кустарных промыслов, для художественных работ (на заведование) на Ростовскую финифтяную мастерскую (1913–1917).
Одновременно он декорировал фарфор яркой росписью из цветочных гирлянд и венков. Здесь сказывались принципы народного искусства с пышными цветочными формами в живописи русской финифти и в то же время дух ампира, романтического восприятия стиля прошлого «Миром искусства», ярким представителем которого и членом с 1912 года являлся Чехонин. Тонкий каллиграф, мастер книги, воспринимавший её как целостный художественный организм, он перенёс в искусство фарфора культуру её архитектоники и орнаментики, созданную творчеством К. Сомова, А. Бенуа, М. Добужинского. Ритмика тонкой живой линии сочеталась с сочностью кистевого мазка, определив неповторимый стиль чехонинского фарфора в 1920-е годы. В 1918–1923 годах Чехонин работает художественным руководителем государственного фарфорового завода, создав свой стиль и проложив целое направление в русском фарфоре.
В 1920-е годы участвует в конкурсе по созданию новой советской геральдики и эмблематики, денежных знаков и марок. Он первым вводит в роспись фарфора советский герб, подгоняя его изображение, как и политические лозунги, к декоративно-орнаментальному ритму ампирных цветочных мотивов. С 1923 по 1925 год заведует художественной частью Новгородского Волховского фарфорового з-да (принадлежавшего до этого И.Е. Кузнецову), куда был направлен вместе с художниками 3. Кобылецкой, М. Адамовичем и В. Фрезе с целью создания новых форм художественного фарфора, отвечающих массовому спросу нового советского общества. Характерной для этого фарфора была сплошная окраска золотистым люстром с рисунком по цветному фону. Вернувшись в 1925 году на ГФЗ, Чехонин снова возглавил здесь художественную часть.
Являясь, как А.Т. Матвеев и др. художники, членом Петроградской коллегии отдела ИЗО Наркомпроса и комиссии по художественным промыслам и кустарному делу в Союзе деятелей искусств, Чехонин ведёт огромную работу по сохранению и возрождению народных промыслов. Устремлённая деятельность художника, направленная на производство, отвечала общим социально-культурным процессам, происходившим в стране после революции в октябре 1917 года.
Было намерение из ИФЗ (по идее А.В. Луначарского) «создать крупный мировой научный центр» в области художествен фарфора, и тогда в 1918 году Чехонин стал художественным руководителем, внёсшим агитационно-просветительский смысл в яркую красочную надглазурную роспись фарфора.
Афоризмы, хлёсткие поговорки, лозунги заняли в ней значительное место, например, «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Дело науки – служить народу», «Ум не терпит неволи», «Кто не работает, тот не ест». В этом же направлении работала 3. Кобылецкая, Р. Вильде и др. Пропагандистская направленность фарфора закрепила за ним название «агитационный» фарфор.
Цветы, сплетённые в гирлянды, сверкающие золотом стебли и надписи изысканных форм и ритмов, производят впечатление праздничной торжественности.
Жанровые мотивы и включённые в роспись афоризмы просветительского, пропагандистского и агитационного характера, перемежёвывались с образцами планетарного смысла, они включали государственную символику (тарелка «Кубистическая с молотом», 1919; блюдо «Царству рабочих и крестьян не будет конца» и др).
Чехонин создал целую школу цветной графической формы, основанной на самоценности строящего её мазка.
Именно чехонинская школа определила в дальнейшем характер живописи ленинградского фарфора. «Мирискуснические» принципы оказались жизнеспособными и плодотворными.
С середины 1920-х годов Чехонин в основном работал для юбилейных выставок.
В 1923 году им был создан сервиз «Наркомпрос», выпускавшийся заводом более 15 лет. Его формы отличает классичность, гармоничность в пропорциях, пластичность. Выдающееся вдохновенное произведение Чехонина «Три розы», где мастерство художника-графика и живописца проявилось в высоком совершенстве, откристаллизовало высокий уровень чехонинской школы.
В 1923–1925 годах для Волховского завода были созданы первые рисунки в технике печати: пейзажи и портреты – «гравюры на фарфоре», ставшие принадлежностью советского фарфора.
К 100-летию восстания декабристов и 200-летию Академии Наук Чехонин выполнил два блюда и композицию «Декабрьское восстание на Сенатской пощади» (1925);
в 1926 году – кофейный сервиз «Руслан и Людмила» к юбилейной выставке «10 лет Советской власти» (1927).
В 1928 году Чехонин эмигрировал, сначала жил в Париже, затем в Америке и Германии, где продолжал занятия фарфором, эмалевой живописью, книжной графикой, сценографией, ювелирным делом. Почти перед смертью Чехонина по его чертежам в Швейцарии близ Базеля была построена промышленная установка, изобретённая художником для многоцветной печати на ткани, дающая богатейший живописный эффект. Чехонин работал на фабрике один месяц и умер внезапно.
Он был участником многих отечественных и зарубежных выставок, в т. ч. выставок «Мира искусства» и международных выставок в Париже и Брюсселе. В 1928 году была его персональная выставка в Париже. Произведения Чехонина входят в собрания ГРМ, ГИМ, музея ЛФЗ, ГМК «Кусково» и др., а также в собрания зарубежных музеев.
Лит.: ЛГАОР. Ф. 1181. Оп. 2. Ед. хр. 1. Л. 5; Голлербах Э.Ф. Чехонинская школа фарфора // Сполохи. 1922. № 15–16; Его же. Фарфор Государственного завода. М.: Среди коллекционеров, 1922; Данько Е.Я. С.В. Чехонин // Печать и революция. 1923. № 2. С. 69–78; Голлербах Э.Ф. Сюжеты и характер живописи по фарфору // Русский художественный фарфор. Л.: Государственное изд-во, 1924. С. 40; Эфрос А., Пунин Н. С. Чехонин. М.; Петроград: Государственное изд-во, 1924; Тугендхольд Я. Искусство Октябрьской эпохи. Л.: Асадепма, 1930; Андреева Л.В. Советский фарфор. 1920-1930 годы. М.: Советский художник, 1975. С. 58–83.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив
#силавпамяти