Приветствую вас, уважаемые коллеги. Сегодня я предлагаю подискутировать о так называемых софт скилах аналитиков. Под аналитиком будем понимать прежде всего: бизнес-аналитиков и аналитиков бизнес-процессов. Ниже я предложу своё субъективное мнение по существу вопроса, а в комментариях буду рад почитать ваши дополнения или конструктивную критику моего вИдения.
Для разгона мысли - держите спойлер в виде картинки:
А теперь по каждому пункту в отдельности...
1. Высокая личностная мотивация и самостоятельность
Это даже не скилл, а скорее черта характера и я лично ставлю её на первое место, так как считаю, что без этого хороших аналитиков не бывает. Средние бывают, а хорошие - нет. Владельцы бизнеса или менеджмент зачастую потому и принимают на работу аналитиков, чтобы они полностью самостоятельно погружались в вопросы и находили решение. А ещё лучше - несколько вариантов решений. Но об этом - дальше.
2. Аналитический склад ума и умение структурировать информацию
Взять проблему, разложить её на части, выявить закономерности и их взаимосвязи - один из базовых сценариев работы аналитика. Так что аналитический склад ума тут как нигде кстати. А умение по итогу суть проблемы и возможные варианты её решения донести понятным для слушающего языком с по полочкам разложенными фактами - лишь дополняет названный навык.
3. Системное мышление
На собеседованиях я часто аналитикам задаю вопрос: чем аналитическое мышление отличается от системного. Некоторых этот вопрос вводит в ступор, но в основном говорят правильно: аналитическое мышление позволяет некую сущность разделить на составляющие её части, а системное - взглянуть на анализируемую сущность комплексно, в целом, системно. То есть додумать недостающие элементы в пазле.
4. Высокие коммуникативные способности взаимодействия с внешним и внутренним заказчиком
Аналитику общаться нужно уметь: и с клиентами, а они бывают очень разными и с внутренними сотрудниками компании - от рядовых специалистов до ТОП менеджмента, со всеми... И нужно понимать, что люди все разные, к каждому нужен свой подход. Это в целом про психологию, эмоции, эмпатию, тактичность, конфликтологию и так далее. Целая наука, в общем.
5. Нацеленность на результат
Ну тут всё просто - аналитики это про "доводить до конца". Бизнесу в меньшей степени интересны методы и инструменты анализа, которые применяет аналитик и гениальность его мысли. Главное, чтобы результат был готов в срок. И вот тут уже можно будет рассказать и как делал, и что и почему.
6. Умение структурированно излагать свои мысли в письменной и устной форме
И вот сейчас внимательный читатель может мне возразить - мол такое уже было. Но не стоит торопиться, давайте разбираться. Да, в пункте 2 мы уже говорили про структурирование. Но проанализировать огромный объем информации и структурировать её - это одна история. А вот транслировать теперь свою мысль другим - это совершенно другой навык. И это не тот коммуникативный навык как в п.4 - там больше про способность найти общий язык с любым собеседником. Это отдельное искусство. Здесь же речь идет о структурировании самой речи: можно сказать много-много слов и не передать смысл, а можно в 30 секунд донести ключевую идею просто и доходчиво. При этом как устно, так и письменно. Ведь как показывает практика - это отдельные навыки...
7. Умение аргументированно отстаивать свою точку зрения
Развиваем предыдущий пункт. Да, можно быть умным: всё проанализировать, разложить по полочкам и даже идею свою тезисно донести коллегам или руководителю. Но зачастую - этого недостаточно. И в этих случаях понадобится умение именно отстаивать свою точку зрения и буквально доказывать свою правоту. Но не с пеной у рта и фразами "Потому что!!!", а приводя веские для оппонента и основанные на фактах аргументы.
Отдельная компетенция, скажу я вам. И не у всех развита...
8. Умение грамотно задавать вопросы и делать выводы
Ну... вы то умеете задавать правильные вопросы. Верно?!
И это был неправильный вопрос =)
Коммуникация, построенная на эмпатии и в целом умение найти общий язык с любым человеком - это очень важный навык. Но искусство получать нужную информацию от другого человека - лишь усиливает этот коммуникативный навык, как и ценность самого аналитика. Добиться этого эффекта можно путем грамотного задавания правильных вопросов. Перечитайте крайние четыре слова еще раз.
Этой теме посвящено множество книг и тренингов и хорошая новость в том, что этому можно научиться. Делайте выводы. Это, кстати, тоже важно.
9. Умение докапываться до сути проблем
Очень часто мы натыкаемся на социально ожидаемые ответы и на их основе можем делать поверхностные выводы. Это простительно для простого человека, но не для аналитика. Хороший аналитик с системным мышлением так поступать не может и должен добираться до самой сути проблемы.
Кто хочет погрузиться в эту тему чуть глубже - советую тоненькую, но весьма полезную книженцу (читается за один вечер):
10. Навыки интервьюирования и умение курировать рабочие встречи
Часто рабочие встречи по обследованию и анализу проходят в малых группах. И если такие встречи не курировать, то они быстро превращаются в, простите, балаган. Поэтому - групповой динамикой нужно управлять. Это напрямую влияет на эффективность таких встреч.
11. Умение идентифицировать проблемы и вырабатывать их системное решение
Когда люди находятся внутри процесса, их глаз замыливается и они могут не замечать проблем. Именно в этих случаях наиболее полезен данный навык аналитика: он среди потока порой несвязанных мыслей группы людей должен улавливать проблематику, облекать её в форму и выносить на обсуждение. Другими словами, аналитики работают в двух плоскостях: в плоскости проблем и плоскости решений. И задача аналитика - быть неким мостиком между этими двумя сущностями.
12. Навыки оценки решений и рисков
И хорошо, если решений будет не одно, а несколько. И каждое со своей оценкой. А еще лучше, если будет проведен и анализ рисков по каждому из предложенных решений. И вот когда такая работа проделана аналитиком, тогда руководителю на основании предоставленных данных остается только принять взвешенное решение.
Вот такой у меня получился список. Готов с сообществом его обсудить и при необходимости дополнить.
Список вовсе не претендует на полноту, а лишь отражает результат моих вечерних размышлений по существу вопроса на основании своей личной, уже почти 15-ти летней практики в автоматизации бизнес-процессов.