Найти в Дзене
Блог КУМОНомамы

Должен ли учитель снижать оценку за ошибки по темам, которые еще не проходили

Оглавление

Ребенок в 3 классе пишет изложение. Красиво пишет, развёрнуто и литературно, длинными предложениями. Сложносочинёнными или сложноподчиненными.

Естественно, ни в одном из этих предложений нет запятых - не проходили еще.

Как учителю правильно относиться к таким ошибкам?

Вариант 1. Поставить красной ручкой запятые в нужных местах и не снижать оценку

С одной стороны правильно: ребёнок же не знал.

С другой - незнание законов ведь не освобождает от ответственности. Ошибка есть ошибка.

Не приучим ли мы с таким подходом, что ошибка по незнанию - это ничего страшного.

Не совсем по теме, но интересный пример ошибок по незнанию:
В одной клинике в реанимации постоянно умирали люди.
Врачи заметили, что это происходит после прихода уборщицы.
Оказалось, она отключала больных от аппаратов жизнеобеспечения, чтобы отодвинуть аппараты и помыть под ними пол. А потом снова включала.
На суде уборщица развела руками: «Ну я же не знала, что так нельзя! Что ж меня теперь судить за это?!»

Вариант 2. Исправить красной ручкой запятые и снизить оценку

В продолжение первого сценария выглядит гораздо более правильно: ошибка есть, оценка снижена.

С другой стороны: ребенок старался, писал красивыми сложными предложениями, чтобы выглядеть как профессиональный автор. И наверняка поставил бы запятые в сложных предложениях, если бы их проходили в начальной школе. А ему трояк.

А вот рядом условный Вася, который написал то же изложение максимально простыми предложениями - ерунда, а не текст. А у него пять. Обидно.

Не приучим ли мы ребенка, что не нужно стараться и стремиться к чему-то большему - делай как можно проще и не получишь проблем.

А вдруг талантливый ребенок после такой ситуации уже не захочет делать что-то потрясающее, не захочет делать научные открытия, исследовать неведомое.
"Мало ли что? Вдруг поругают? Пойду-ка я работать туда, где есть четкие инструкции без вариантов".

Вариант 3. Не исправлять такие ошибки вообще - сделать вид, что их нет

Раз не проходили - этого не существует.

Выглядит, как наименее травмирующий для ребенка вариант. И самый простой для учителя: не объяснять, не мучиться вопросом "Снижать ли оценку".

С другой стороны - ребенок до 5 или 6 класса будет даже не подозревать, что в сложноподчиненных предложениях нужны запятые. Привыкнет писать неправильно - и переучиваться потом будет уже очень и очень сложно.

Одна из моих читательниц рассказывала историю.
У ребенка в 1 классе было задание составить примеры на вычитание из предложенных чисел. Среди прочего, ребенок написал пример 1 - 5.
Учитель сказала, что "Этот пример не правильный, так вычитать нельзя и такого явления вообще не существует".
Ребенок рассказал эту историю родителям, они коротенько объяснили про отрицательные числа.
На следующий день парень подошел к учительнице и бесхитростно сказал: "Представляете... оказывается, существует! Давайте. я Вас научу, как такое считать!" :-)

Вариант 4. Вообще не писать изложения и сочинения в начальной школе

Такой радикальный вариант, думаю, приходит в голову многим родителям (да и учителям, пожалуй).

Нет изложения - нет проблем.

Но это тоже не вариант, потому что нет в школе (да и после школы) такой точки, в которой ты можешь сказать "Всё, теперь я идеально знаю русский язык и готов писать изложение". Всегда будет что-то, чего ты не знаешь.

При этом умение излагать свое мнение на бумаге - это важнейший навык, который нужен всем без исключения, во всех профессиях без исключения. Так что начинать тренировать его нужно как можно раньше, с начальной школы - несмотря на отсутствие множества правил русского языка.

...................................................

...В истории, которая натолкнула меня на эти размышления, учитель воспользовалась Вариантом 1.

Но какой вариант был бы правильным - я так и не придумала.

А вы как думаете?

______________________

Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON ищите на https://kumon-deti.com.

Познакомиться со мной в Инстаграм >>