В 1953 году в Венеции состоялся международный кинофестиваль, на который была послана советская делегация. После окончания фестиваля руководитель советской делегации – тогдашний зам. начальника Главного управления кинематографии Министерства культуры СССР Николай Семенов (1902-1982) опубликовал свои впечатления на страницах журнала «Искусство кино».
В частности, Н. Семенов писал, что:
«В первый день фестиваля, после торжественного открытия, был показан американский фильм «Каникулы в Риме» (режиссер Уильям Уайлер). B нем рассказывается о том, как принцесса некоего государства решила провести каникулы в Риме, но потом сбежала из своего дворца, случайно познакомилась с журналистом, влюбилась в него. … Хорошая игра актрисы, исполняющей главную роль, не может обогатить пустого и мелкого содержания фильма. Зрители встретили эту картину сдержанно. Судьба известного режиссера Уильяма Уайлера типична для многих кинодеятелей США, вынужденных приспосабливаться к вкусам американских бизнесменов….
На второй день фестиваля показывался фильм В. Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова». … Картина прошла с успехом. …
Советской делегации был оказан радушный прием со стороны организаторов кинофестиваля. Большинство журналистов и иностранных кинодеятелей высказывало уверенность в том, что советские фильмы, снискавшие всеобщее признание зрителей, будут отмечены высшим призом фестиваля. Однако под давлением некоторых иностранных кругов и крупных кинопредпринимателей жюри дипломатично решило... никому не присуждать большой премии «Золотой лев святого Марка». … Всеобщее возмущение передовых деятелей кинематографии, присутствовавших на фестивале, вызвало присуждение премий «Бронзовый лев» антикоммунистическому американскому фильму «Опасная рука» и испанскому фильму «Божья война», пропагандирующему идеи примирения рабочего и предпринимателя-эксплуататора под покровительством церкви.
Тенденциозность и необъективность решения жюри отметили многие итальянские газеты. Так, газета «Унита» писала, что «за кулисами жюри и среди членов самого жюри чувствовалось политическое давление, отнюдь не стремившееся к вынесению беспристрастных и ясных суждений». Газета отмечает, что низкий художественный уровень американских кинокартин вынудил жюри отказаться присудить первую премию продукции Голливуда, но, «исключив Голливуд, жюри не посмело присудить первую премию какому-либо другому фильму, особенно советскому, как этого справедливо ожидали... C самого начала можно было предвидеть, что жюри подобного состава никогда не премирует советские кинокартины. Признание достоинств фильма «Садко» является, однако, многозначительным признаком того, что жюри как-то пыталось спасти свой престиж, тем более, что эта картина является одной из немногих и, пожалуй, единственной картиной фестиваля, вызвавшей столь хвалебные отклики как итальянской, так и международной печати. Решение жюри как нельзя более ясно показало всю закулисную сторону фестиваля и политику, которую там делали» (Семенов, 1953). Источник: Семенов Н. (Руководитель советской киноделегации). на международном кинофестивале в Венеции // Искусство кино. 1953. 11. С. 101-106.
Нашел в архиве журнала «Искусство кино» за 1953 год киновед Александр Федоров.