На сегодня самый популярный вопрос. Резкое увеличение количества поставщиков и товаров на #маркетплейсах рождает очень логичный вопрос - как выбрать нишу, которая еще не занята? Можно ли входить в нишу, которая имеет огромное количество поставщиков и товаров и добиться там огромных продаж? Думаете нет? Тогда читайте до конца.
Для начала определит - что такое ниша?
Ниша - это конкретный товар. Например, Аксессуары для животных это категория, а миска для собак - это уже ниша.
Емкость ниши?
Емкость - сколько денег в этой нише. Этот показатель определяет заинтересованность, популярность ниши среди покупателей. Чем больше оборот, тем лучше. В то же время небольшой оборот может быть в момент зарождения тренда. В целом если оборот большой, интерес есть, можно продолжать изучать и детализировать это направление. Для этого вы сами для себя должны определить - какой оборот вы хотите в итоге иметь. И соответствует ли ваше ожидание реальной емкости на рынке.
Сколько стоит ваш товар?
Далее смотрите на цену товара в этой нише. В каком ценовом сегменте больше всего продаж, какая цена максимально привлекательна покупателям. Можно заходить и с более высокой ценой, но нужно быть готовым к бОльшим вложениям в продвижение, уделять пристальное внимание СЕО, контенту и трафику.
ROI
Это очень важный показатель. Отражает - сколько вы получите за каждый вложенный рубль. Для расчета необходимо учесть все расходы, которые у вас будут в процессе работы с маркетплейсом. О там, какие расходы могут быть - подробно описала в своей статье по "Юнит экономике" (ссылку дам в конце статьи)
Новатор или товар регулярного спроса
Вы выбираете путь новатора. Создавать тренды - путь рискованный, может привести к убыткам. Но есть вероятность попасть в яблочко и заработать миллионы.
Вы выбираете путь - продавать похожий товар, который уже на площадках, он интересен, есть продажи. Тут важна отстройка от конкурентов. Другая модель, дополнительные преимущества.
Оборачиваемость товара
Или возвратность клиента. Есть товары регулярного спроса, продаются ежемесячно, есть товары, которые клиент покупает один раз в год, один раз в 3-5 лет, один раз в жизни. Если вы уже существующий бренд, и просто хотите расширить количество каналов продаж - это одна история. Если же вы новичок и только хотите связать свою жизнь с маркетплейсами - обратите свое внимание именно на товары регулярного спроса.
Количество поставщиков
Сколько их в нише, сколько из них имеют продажи. Чем выше показатель, тем выше вероятность получить продажи и вам. А если поставщиков много, но продают меньше половины из них? Не заходить? Не всегда это сигнал - проходи мимо. Низкий показатель может говорить о там, что за последнее время в нише появилось много поставщиков, у которых пока нет продаж. Учитывайте и другие показатели.
Отдельное внимание - есть ли в нише поставщик сам маркетплейс. Бороться за первые места в выдаче с хозяином площадки можно при условии большого количества ресурсов и наличии сильной команды.
Количество товаров в нише
Показатель который отражает степень конкуренции в конкретной нише. Тут важно понять, сколько товаров с продажами, какой оборот делают ТОП-100 товаров. Возвращаемся к вопросу емкости ниши. Посмотрите, соответствуют ли средние продажи первой сотни товаров вашим ожиданиям о прибыли и обороте. Сможете ли вы обеспечить такой оборот? Есть ли для этого ресурсы. Или напротив - какие ресурсы нужны, чтоб прийти именно к этому показателю.
Регулярность спроса. Сезонный товар.
Есть разница в нерегулярном спросе и сезонном спросе. Если часы настенные покупают редко, но нет зависимости от сезона, то ёлки имеют четко определенную сезонность. Если вы новичок, начинать с сезонного товара очень рискованно. Можно не попасть в сезон, остаться с замороженными остатками на год.
По любви или по расчету?
Кроме всех вышеперечисленных критериев важно учитывать личное отношение к тому товару, которым вы будете заниматься. Заниматься тем товаром, который не приносит удовольствия, вы не любите, не понимаете, но который приносит деньги в долгую не получится. Это может привести к выгоранию. Там где нет страсти и любви - нет энергии и нет развития.
Это основные моменты, на которые необходимо обращать внимание при планировании выхода на маркетплейсы.
Где брать эти показатели? В платных и бесплатных сервисах аналитики. О них я еще напишу статью, если интересно, подписывайтесь на канал, Яндекс позаботится о том, чтоб вы увидели новый выпуск.
Прочитать про Юнит-экономику можно ТУТ