Фильм «Калифорния» (1993) подобен шкатулке с множеством секретов. В данном случае мы подразумеваем, что собственно кроме основного сюжета и идеи, с ним связанной, есть бездна мелких, нередко почти ироничных отступлений-намёков.
Вроде подарка официантке, в качестве которого выступают красные туфли. Казалось бы, ничего не значащая деталь. Однако это ирония по поводу сериала «Дневники красной туфельки», в котором начинал свою карьеру Дэвид Духвоны. В фильме одна из главных ролей как раз у него.
Если обозначить канву сюжета, то может показаться, что она базируется на противопоставлении «городских либералов» и реднеков, которых в кино ещё иногда обозначают как «белая шваль» (это мы не ругаемся – это термин такой)
Журналист вместе с подружкой-фотографом получает заказ – написать книгу о самых известных убийцах в современной истории США. Тут кроется первый ироничный момент, так как подспудно воспринимаемый как «агент Малдер» Брайн Кеслер ничегошеньки не знает об этих персонажах. А потому решает подпитаться «мрачной энергией мест» и пускается в турне по местам совершенных некогда преступлений.
Дабы несколько снизить затраты, решили использовать принцип «Бла-бла-кара», то есть взять попутчиков, дабы с ними хоть как-то разделить расходы на бензин. И это было фатальной ошибкой. Так как ограниченный на вид персонаж Брэда Пита – конченый психопат. Он даже не способен четко осознавать, что совершаемые им убийства – это плохо. В итоге никто не может сказать, какова была природа его зла: хищник или проблемы социализации?
И здесь мы видим могучий пласт, состоящий из множества отсылок и последующих «цитат». Во-первых невменяемого гражданина зовут Эрл. Чуть позже его решили трансформировать из маньяка в комедийного персонажа – так возник сериал «Меня зовут Эрл».
Во-вторых, становится понятно с кого «срисовали» образ Билли Ли из нео-нуара «Ничего хорошего в отеле Эль Рояль». Хотя за этими двумя образами кроются всё-таки разные преступники. Брэд Пит был отсылкой к Чарли Старквезеру, а Крис Хемсворт – к Чарли Мэнсону. Впрочем, экранные персонажи получились внешне очень похожими.
Что ещё? Была простоватая девушка Адель, постоянно возящая с собой кактус, которому даже дала имя – Люси. Сходство с фикусом из более позднего «Леона» очевидно. Опять же кактусы стали символом некой цикличности жизни. Девушка заботилась о них и в итоге обрела «покой» среди тех, кого больше всех действительно любила.
Однако все эти забавные моменты не отменяют главной мысли фильма. Быть пацифистом и рассуждать о вреде всякого рода предрассудков хорошо, когда ты находишься в шикарной квартире. Однако приходит время, когда надо избавляться от иллюзий. Во французском кино это было «старое ружье», а в «Калифорнии» - 911-й Кольт.