Найти тему
С Богом по жизни

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ БЛАГОСЛОВИЛ ЖИЗНЬ

В Новом Завете Елисей упоминается только один раз. Проповедуя в синагоге Назарета, Иисус сказал: «Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана, сирийца» (Лк. 4:27). Христос хотел донести до иудеев, что Бог заботился не только о них, но и о язычниках — но Его слова лишь привели Его слушателей в ярость (ст. 28). История исцеления Неемана была им знакома, но явно не принадлежала к числу излюбленных мест Ветхого Завета. Нееман был иноземцем, врагом Божьего народа. По их мнению, уж лучше бы он умер от проказы! Израильтяне, может, и не любили историю о Неемане, но среди сегодняшних проповедников она популярна. Если у проповедника есть хотя бы одна проповедь из жизни Елисея, то почти наверняка она будет о Неемане. Многие проповедники видят параллели между Нееманом и сегодняшними грешниками. В этом библейском рассказе такой потенциал учений и проповедей, что в одном уроке все и не изложить. Поэтому о Неемане мы поговорим еще в другой раз.

Для изучения данного события важно понять его главную цель. Эта история описана не просто для того, чтобы поведать об одном из чудес Елисея. И не для того, чтобы рассказать о Божьем исцелении проказы. Это волнующий рассказ о том, как неиудей от идолопоклонства обратился к вере в живого Бога.

СОСТОЯНИЕ НЕЕМАНА (4 Цар. 5:1-7)

Больной человек

Глава 5 4-й Царств начинается со знакомства с главным героем:

«Нееман, военачальник царя сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что через него дал Господь победу сирийцам; и человек этот был отличный воин…» (ст. 1).

В стихе 1 говорится, что Нееман был сирийцем. В еврейской Библии он назван арамеянином, а его страна Арамом. В ветхозаветные времена это была территория на северо-северо-востоке от Палестины со столицей Дамаском (см. 4 Цар. 8:7). Однако к новозаветному времени общепринятое наименование этого региона уже было «Сирия» (Мф. 4:24; Лк. 2:2; Деян. 15:41). Поэтому некоторые переводы (в частности, русские) и в Ветхом Завете страну Арам называют Сирией.

С Сирией были тесно связаны многие эпизоды из жизни предшественника Елисея, пророка Илии. Израильский царь Ахав много раз воевал с сирийским царем Венададом (3 Цар. 20:1-45; 22:1-44). Ахав погиб в одном из таких сражений, когда стрела неизвестного лучника попала в уязвимое место в его латах (3 Цар. 22:34, 35). Однако в связи с жизнью Елисея это первое упоминание Сирии. В конце жизни Елисея конфликт с Сирией все еще продолжался (см. 4 Цар. 13:17-20). Нееман был сирийским «военачальником». В прошлом армией командовал Венадад (3 Цар. 20:1, 26), но потом он, наверное, передал руководство своему «отличному воину», Нееману. Царь считал Неемана «великим человеком» и очень уважал его.

Некоторые могут удивиться, прочитав, что «через него» — то есть через языческого военачальника Неемана — «дал Господь победу сирийцам». Поймите, что Бог участвует в делах народов и может даже неверующих использовать для осуществления Своих замыслов (см. Ис. 44:28; Иез. 30:24, 25; Дан. 4:25). Например, когда Божий народ отвергал Его, Господь иногда прибегал к наказанию, позволяя языческим народам покорить их (см. 4 Цар. 13:3). В 4 Цар. 5:1 «победа» может означать разгром Сирией Ахава и его войска. Согласно невдохновенному иудейскому преданию, Нееман и был тем лучником, чья стрела поразила Ахава.

У Неемана была отличная репутация: верховный главнокомандующий сирийской армией, великий и уважаемый человек, бесстрашный и победоносный воин. И вдруг эти зловещие слова: «Но прокаженный» (ст. 1).

В Библии слово «проказа» — общий термин, используемый для обозначения самых разнообразных заболеваний и состояний. Оно не всегда означает то, что мы называем проказой (лепрой) сегодня. Поэтому некоторые авторы преуменьшают состояние Неемана, высказывая мысль, что у него было просто серьезное кожное заболевание. Однако несколько деталей в нашем тексте указывают, что воин страдал не каким-то пустячным заболеванием. Во-первых, это те крайние меры, к которым Нееман был готов прибегнуть, чтобы найти способ исцелиться. Во-вторых, это слова израильского царя о данном заболевании, указывающие на критическую ситуацию между жизнью и смертью (ст. 7).

И, наконец, это сообщение о том, что другой человек, на которого перешла болезнь Неемана, стал «белый от проказы, как снег» (ст. 27). Древние и современные авторы говорят о существовании «белой разновидности» проказы, самой опасной, самой злокачественной ее формы. «Белая проказа» описывается как заболевание, «при котором больной имеет неприятный, мертвенно-бледный цвет кожи… очень похожее на то, что современная медицина называет проказой» (Миллер). Заболевшая сестра Моисея, Мариамь, «покрылась проказой, как снегом» (Чис. 12:10). Ее брат Аарон сказал, что «она была, как мертворожденный младенец» (ст. 12). У Неемана была подобная, если не такая же, болезнь. Он страдал страшным, неизлечимым недугом — болезнью, которая неизбежно, хоть и медленно, привела бы его к смерти.

Нееман, наверняка, пытался найти способ исцеления в Сирии, но тщетно. Сирийские лекари ничего не могли сделать; его языческие «боги» были беспомощны. Он пребывал в отчаянии.

Добрая девочка

И тогда помощь пришла, откуда ее никто не ждал. В стихе 2 мы читаем:

«Сирийцы однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемана».

На границе между Сирией и Израилем постоянно происходили стычки (см. 4 Цар. 6:8, 9). Сирийские отряды совершали частые набеги на Израиль (см. 6:23). Во время одного такого набега они захватили девочку, которая стала прислуживать в доме Неемана.

Поставьте себя на место этой служанки. Вас вырвали из любящих рук родителей и угнали в чужую страну. Вам бы в детские игры играть, а вас заставили прислуживать в качестве рабыни. Вам бы жить в счастливой семье, а вы пребываете в мрачном доме. Вы окружены не членами богобоязненной семьи, а поклонниками лжебогов. Эта девочка вполне могла ожесточиться и стать мстительной, но мы видим, что этого не произошло. Может, она и винила Бога за свое злоключение (как свойственно некоторым), но веру не потеряла. Она могла бы радоваться, что человек, виновный в ее несчастье, умирал медленной и ужасной смертью, но и этого не было. Вместо того чтобы жалеть себя, она пожалела своего больного хозяина.

Однажды она прислуживала жене Неемана — может быть, расчесывала волосы своей госпоже — и сказала ей:

«О если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!» (ст. 3).

На мой взгляд, поразительно, что эта девочка знала о Елисее и верила, что он может исцелить от одной из самых страшных болезней древности. Ее родители, должно быть, рассказывали ей о подвигах Елисея. Будучи в чужой земле, она не забыла, кто она такая: часть Божьего избранного народа, благословленного могущественным пророком! И как трогательно, что эта девочка рассказала о своей вере тем, кто пленил ее. Об этой служанке мы почти ничего не знаем, даже ее имени, но она стоит в одном ряду с самыми замечательными персонажами Ветхого Завета.

Девочка, наверное, удивилась тому эффекту, который произвела вскользь брошенная ею фраза. Жена Неемана, видимо, передала мужу ее слова, а воин пошел к царю и повторил их ему (ст. 4). Царь без промедления решил послать Неемана отыскать чудотворца-пророка (ст. 5). То, что Нееман послушал совета маленькой служанки, указывает на его отчаяние. То, что царь поддержал Неемана в его поисках, говорит о глубоком уважении правителя к своему военачальнику и заботе о нем.

Имея бюрократический склад ума, царь рассудил, что нужно «действовать через официальные каналы». Он, наверное, подумал, что Елисей подчинялся израильскому царю, как его придворные маги и чародеи подчинялись ему. Поэтому правитель направил Неемана к царю Израиля и приготовил для этого монарха письмо (ст. 5).

Нееман же, сообразуясь с мирским взглядом, что «деньги могут купить всё», решил, что за услуги пророку нужно будет заплатить. Поэтому он собрал целое состояние: «десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд» (ст. 5). Подсчитано, что десять талантов серебра весят около 340 кг, а шесть тысяч сиклей золота — около 70 кг. Подсчитайте сами, какая эта огромная сумма. Десять смен одежд тоже представляли собой ценность — богатое одеяние для праздничных или официальных случаев.

Напуганный царь

Когда все было готово, Нееман отправился в путь (ст. 5). Он прошел со своим караваном полторы, а то и больше, сотни километров на юго-юго-запад и прибыл, наконец, в Самарию, столицу Израиля. Стих 6 говорит:

«И принес он письмо [от сирийского царя] царю израильскому» (ст. 6).

Если израильтяне и сирийцы постоянно воевали друг с другом, то почему же Неемана и его спутников не атаковали и не захватили в плен при пересечении границы? Возможно, это событие произошло во время одной из редких передышек в военных действиях (см. 6:23). Возможно, подойдя к Израилю, Нееман «выбросил белый флаг» и попросил разрешения поговорить с царем. Во всяком случае, ему было позволено пройти к царскому дворцу.

Представьте себе, как Нееман входит в Самарию со своими слугами, колесницами, лошадьми и мулами с навьюченными на них сокровищами (см. 5:5, 9). Процессия выглядит, прямо как парад! Горожане с изумлением видят, что главной фигурой в ней является человек, тело которого поражено «белой проказой». Закон Моисея повелевал изолировать прокаженных от остального населения (см. Лев. 13:45, 46), а здесь прокаженный открыто шествует по их улицам!

Подъехав ко дворцу, он велит слугам продемонстрировать привезенные сокровища. Затем он передает письмо царю и ждет ответа.

Теперь сцена перемещается в тронный зал. Царь явно нервничает, с тех пор как узнал, что к нему движется дипломатическая миссия от Венадада (ср. с 3 Цар. 20:2, 3), — в особенности потому, что миссию эту возглавляет человек, неоднократно громивший израильские войска. Что нужно этим ненавистным сирийцам? Но вот придворный передает ему письмо с печатью царя Сирии. Руки царя, наверное, дрожат, когда он начинает читать. Он пробегает глазами необходимое по политическим соображениям многословное вступление и, наконец, добирается до сути послания: «Вместе с письмом этим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его» (4 Цар. 5:6).

«Царь израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои» (ст. 7; ср. со 2 Цар. 13:19; 2 Пар. 34:27; Езд. 9:3; Иер. 36:24). Ах, как расстроился монарх! Мы не знаем наверняка, кто в то время был царем Израиля, но возможно, что это был Иорам. Он взорвался: «Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он [царь Венадад] посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его?» (4 Цар. 5:7). По его мнению, напрашивался лишь один вывод: «Вот теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня» (ст. 7; ср. с 3 Цар. 20:7). Интересно отметить: что касается проказы Неемана, то маленькая еврейская девочка сразу же подумала о Елисее, а израильский царь даже не вспомнил о нем.

ОЧИЩЕНИЕ НЕЕМАНА (4 Цар. 5:8-14)

То, что заставляет нервничать правителя, заставляет нервничать и его подданных. Новость о прибытии прославленного гостя тут же облетела весь город. Слова царя, сказанные в порыве раздражения, передавались от человека к человеку, пока не достигли пророка.

«Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: “Для чего ты разодрал одежды свои?”» (4 Цар. 5:8).

Этим он заверил царя, что нет повода для истерики, что Сирия не собирается нападать на Израиль. И добавил: «Пусть он [Нееман] придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле» (ст. 8). Под этими словами подразумевалось: «И ты тоже, наконец, узнаешь, что есть пророк в Израиле».

Если до Неемана дошли слухи о том, как царь отреагировал на письмо, то он наверняка сильно расстроился. Но когда ему сказали, что надо идти к пророку, он снова обрел надежду. Ведь маленькая служанка его жены четко сказала, что именно пророк, живущий в Самарии, может исцелить его. Когда Нееман со всей свитой покинул дворец, царь, должно быть, вздохнул с облегчением.

Я снова представляю, как жители Самарии глазеют на процессию Неемана, которая шествует по улицам, пока, наконец, не прибывает к скромному жилищу Елисея.

«И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисея» (ст. 9).

Военачальник, наверное, опять выставил вперед своих слуг с драгоценностями, готовый выложить их к ногам пророка, когда тот выйдет из своего дома.

Божье средство

Однако Елисей не вышел. Вместо себя он послал слугу, возможно Гиезия (см. ст. 20), с вестью (ст. 10). Некоторых авторов удивляет неучтивость пророка, но не забывайте о цели этой последовательности событий. Бог заботился не столько о теле Неемана, сколько о его душе. Нужно было приготовить сердце Неемана, чтобы он мог уверовать в Него как истинного Бога, — и первое, что военачальнику нужно было сделать, это научиться смирению (Лк. 14:11). Прежде чем его тело станет, как тело малого ребенка (4 Цар. 5:14), нужно было, чтобы его сердце стало, как у малого ребенка (Мф. 18:3, 4).

Вот весть, которую принес Гиезий:

«Пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист» (4 Цар. 5:10).

Слово «омойся» здесь — буквально «окунись». Стих 14 говорит, что он «окунулся». Если Нееман пройдет километров тридцать к Иордану и окунется семь раз, то Бог гарантирует результат: «Обновится тело твое у тебя, и будешь чист». Почему нужно было окунуться семь раз? Число «семь» часто встречается в Писаниях (см. Быт. 2:2; Иис. Н. 6:4) и часто передает идею совершенства, завершения. В данном же случае многократное погружение в воду объяснялось, вероятно, следующим: чтобы продолжать окунаться раз за разом, не видя, как казалось, никаких изменений, нужна была вера.

Первая реакция

Как Нееман отреагировал на данные ему инструкции? Он «разгневался» (ст. 11)! Его оскорбило поведение пророка. Он военачальник, важная персона, и к такому обращению не привык! Кроме того, его оскорбили указания пророка. Он сказал:

«Вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки дамасские, не лучше всех вод израильских?» (ст. 11, 12).

Чистые дамасские реки текли с заснеженных Аманских гор или с горы Ермон. Если, чтобы очиститься, требовалось омыться, то эти реки казались более подходящими, чем мутный и неспокойный Иордан.

Рассерженный Нееман приказал собираться в обратный путь. Он развернул колесницу «и удалился в гневе» (ст. 12). Когда караван отправился восвояси, Елисей не выбежал из дому, чтобы попытаться остановить его. Он дал Нееману средство, но не хотел принуждать его воспользоваться им. Военачальник вплотную подошел к тому, чтобы до конца жизни остаться прокаженным!

К счастью, другие в его свите мыслили более ясно. Служанка направила его к пророку, а теперь другие слуги убедили исполнить указания пророка. Эти безымянные персонажи призвали Неемана к здравомыслию: «Отец мой [выражение любви и уважения], если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты?» (ст. 13). По сути, они спросили своего господина: «Что если бы пророк велел тебе сделать что-нибудь чрезвычайно дорогое, ужасно трудное или невероятно опасное? Разве ты не согласился бы сделать что бы то ни было, лишь бы избавиться от этой страшной болезни?» Нееман, наверное, нехотя кивнул головой.

Слуги продолжали: «А тем более, когда он сказал тебе только: “Омойся — и будешь чист”» (ст. 13). Или иными словами: «Он не стал просить тебя сделать что-то дорогостоящее: это тебе не будет стоить ничего, кроме времени. Он не стал просить тебя сделать что-то трудное: эти указания ясны, просты и легко исполнимы. Он не стал просить тебя предпринять что-то рискованное и опасное: единственная опасность здесь — перспектива быть поднятым на смех и обманутым в своих надеждах. Ты ведь уже проделал долгий и трудный путь сюда. Почему бы не пройти еще тридцать километров и не исполнить то, что говорит пророк? Что ты потеряешь — кроме своей гордости?»

Конечный результат

Доводы слуг взяли верх. Вместо того чтобы направиться на север, в Дамаск, Нееман и сопровождавшие его «пошли» (ст. 14) с нагорий Самарии вниз по крутым склонам, опускавшимся к Иорданской долине более, чем на триста метров. Даже если бы Нееман ехал с предельной скоростью, какую только позволял рельеф местности, то и тогда путешествие заняло бы день или два.

Снова представьте сцену, как Нееман и его свита достигают, наконец, берега Иордана. Вот Нееман снимает с себя свое воинское облачение и входит в мутную воду. Лицо его становится пунцовым от унизительности происходящего. Может, то там, то сям он слышит подавленные смешки из толпы сгрудившихся на берегу подчиненных? Но он, тем не менее, заходит все глубже и глубже, пока над водой не остаются только плечи и голова. Тогда он закрывает глаза, задерживает дыхание и с головкой окунается в воду. Через секунду он вновь появляется на поверхности и переводит дыхание; по лицу его стекает вода. Он стряхивает воду с волос, протирает глаза и снова окунается. Два раза, три, четыре, пять, шесть — снова и снова исчезает он под водой.

Наконец, он окунается в седьмой раз. А когда вновь выныривает, случается нечто изумительное! Текст говорит, что он «окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божьего, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (ст. 14). Исчезла не только проказа, но и все разрушительные действия времени! Его кожа была не как у тридцати- или сорокалетнего мужчины; она стала, как у «малого ребенка»!

ОБРАЩЕНИЕ НЕЕМАНА (4 Цар. 5:15-19)

Тело Неемана изменилось разительно — но пока он с удивлением осматривал свою обновленную плоть, в его разуме и сердце произошла еще более замечательная перемена. Пророк Божий сделал то, что не могли сделать другие, даже священники сирийских «богов». Нееман пришел к единственно возможному выводу: что Елисей истинный пророк единого истинного Бога — Яхве!

Попробуйте нарисовать в своем воображении эту ситуацию. Глубоко тронутый человек выходит на берег, низко склоняется в смиренном благоговении и безмолвно падает на землю со слезами благодарности Богу. «Вот какой Ты, Бог!» — поет его душа. Затем Нееман встает, переодевается, молодецки запрыгивает в колесницу и велит возвращаться в Самарию. «Назад в Самарию!» — передается по колонне, и вся группа трогается в путь. Это было триумфальное шествие — не Неемана, а Бога!

Уникальное исповедание

Там, на Иордане, Нееман был уже на четверть пути к Сирии, но он не стал немедленно возвращаться в Дамаск, чтобы поделиться радостной вестью; он пошел обратно, чтобы выразить благодарность и сказать о своей только что обретенной вере. «И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его» (ст. 15).

На этот раз Елисей вышел ему навстречу, а Нееман «пришел, и стал перед ним» (ст. 15). Должно быть, голос воина дрожал от волнения, когда он заговорил:

«Вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля» (ст. 15).

Поразительное исповедание: он признал Яхве не только как Бога Израиля, но и как единственного Бога «на всей земле»! В непросвещенный век он понял космическую сущность Господа! Его слова позорили израильтян, которые никак не могли прийти к единому мнению относительно того, были ли Ваал и Яхве оба богами или только Яхве был единственным Богом.

В знак признательности Нееман попытался дать Елисею привезенные с собой золото, серебро и одежду: «Итак, прими дар от раба твоего» (ст. 15). Но пророк отказался: «Жив Господь, пред лицом Которого стою! Не приму» (ст. 16). Воин настаивал, но тот так и не захотел принять дары (ст. 16). При определенных обстоятельствах Елисей не отказывался от подарков (см. 4:8-11, 42), но принимать что-либо от Неемана счел неразумным. Может, он хотел, чтобы воин понял, что он не похож на продажных лжепророков Сирии. А может, не хотел произвести впечатление, будто исцелил он, а не Бог.

Необычные просьбы

Эта часть истории завершается просьбами Неемана. Вначале он попросил Елисея:

«Пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа» (ст. 17).

Возможно, Нееман хотел использовать землю в качестве строительного материала для жертвенника (ср. с Исх. 20:24) или в качестве основания для жертвенника, на котором он собирался приносить жертвы Яхве. Обычно эту необычную просьбу объясняют так: военачальник думал, что Яхве — местный Бог и потому нужно взять израильской земли, чтобы на ней приносить Ему жертвы, но это противоречит его исповеданию Яхве Богом всей земли (ст. 15). По крайней мере, Нееман мог думать, что земля в Израиле какая-то «особенная» из-за ее связи с истинным Богом (ср. с Исх. 3:5), — и хотел взять немного домой. Мы можем сравнить это с тем, как туристы привозят домой из «Святой земли» памятные сувениры.

Нееману не давала покоя еще одна мысль. На обратном пути к Елисею ему пришло на ум, что его новая вера вступит в конфликт с его служебными обязанностями. В древнем мире существовала тесная связь между правительством страны и ее «богом» или «богами». Не осудит ли его Яхве за исполнение его должностной роли — которая, в частности, обязывает его ходить с царем в языческие храмы? Поэтому он сказал Елисею: «Только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения, там и обопрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то за мое поклонение в доме Риммона да простит Господь раба твоего в случае этом» (ст. 18). Риммон — это сирийский аналог Ваала, один из главных богов Сирии, если не самый главный.

Я должен похвалить Неемана за осознание того, что ему будет трудно привести свою жизнь в соответствие с только что обретенной верой, — и за его беспокойство по поводу возможных проблем. Сегодня некоторые из приходящих к Господу мало задумываются о той новой жизни, которая им предстоит (Рим. 6:3, 4), и в какое противоречие это вступит с их предыдущим образом жизни.

Однако, когда я читаю слова Неемана в стихе 18, мне так и хочется крикнуть: «Разве ты не понимаешь, на какие опасности ты напрашиваешься? Даже если ты не будешь верить в Риммона как бога и приносить ему жертвы [см. ст. 15], но станешь ходить в его храм и кланяться, все равно будет выглядеть так, что ты поклоняешься ему. Таким образом ты сведешь на нет то положительное влияние, которое можешь оказать на других. Кроме того, если ты будешь долгое время присутствовать на поклонении Риммону, это может привести тебя обратно к идолопоклонству. Всем сердцем молю тебя, удались от всего, что связано с идолопоклонством!»

Я бы именно так отреагировал, но Елисей сказал просто: «Иди с миром» (ст. 19). Некоторые усматривают в этом тот смысл, что пророк дал Нееману добро на посещение храма Риммона. Некоторые даже пытаются использовать сказанное пророком для оправдания компромисса с заблуждением. Однако слова Елисея не выражают ни одобрения, ни осуждения. Это просто еврейское «до свидания».

Но тогда все равно остается вопрос, почему Елисей не настоял на том, чтобы Нееман прекратил ходить в храм Риммона. Вот возможные причины его молчания:

• В тот момент Елисей был взволнован впечатляющим духовным прогрессом Неемана. Это было великое завоевание для Господа!

• Елисей понимал, что Нееман был еще новичком в вере, и не хотел возлагать на воина более тяжелое духовное бремя, чем тот мог тогда понести. Молодое растение требует нежного обращения.

• Поскольку Нееману уже хватило прозорливости увидеть противоречивость своих действий, Елисей надеялся, что он будет и дальше расти духовно и в конце концов сам придет к правильному выводу.

Возможно, вышеперечисленные факторы — а также другие — объясняют, почему Елисей отнесся к ситуации так, а не иначе. Даже сегодня, прежде чем крестить человека, мы не стараемся научить его всему, что ему в итоге нужно знать. Какая-то часть учения — немалая часть — будет преподана ему после крещения (Мф. 28:19, 20).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (4 Цар. 5:19)

После того как Елисей сказал «иди с миром», Нееман «отъехал» обратно в Сирию (4 Цар. 5:19). В завершение этой статьи я бы хотел с вами поразмышлять над его возвращением в Дамаск. Попробуйте представить последовательность событий с точки зрения маленькой иудеянки, которая направила его к пророку в Самарию:

Она удивилась тому фурору, который произвел ее совет. Она стояла рядом со своей госпожой, когда Нееман со свитой покидал город. Лицо военачальника, изуродованное болезнью, выражало решимость. Шли дни; ей очень хотелось знать, что происходит, и она горячо молилась. Однажды она услышала крики, что военачальник Нееман вернулся, и побежала во дворец. Поначалу она не узнала своего господина. Его кожа была чистой, глаза сияли, а лицо озаряла широкая улыбка. Когда его колесница остановилась, он вышел, подошел к ней, наклонился и очень серьезно сказал: «Спасибо». Вечером Нееман попросил ее прийти и вместе с семьей помолиться Богу Яхве. Сидя среди этих связанных воедино людей, она вознесла свою собственную молитву благодарения. Она снова стала частью счастливой богобоязненной семьи!

#проказа #христианство #религия #библия #пророк #пророки