При использовании нескольких бизнес-приложений и систем вполне логично желание пользователя объединить их, чтобы не тратить время на переключения с одной программы на другую и поиск нужной информации. Реализовать это можно за счет интеграции. Интегрироваться бизнес-приложения между собой могут по-разному. Давайте рассмотрим несколько вариантов на примере связки IP-телефонии и корпоративной CRM-системы.
Вариант первый — интеграция по API
Практически любой современный сервис (программа, приложение) может интегрироваться с внешними продуктами с помощью «торчащего наружу API». API представляет собой набор функций (методов), через которые можно взаимодействовать с системой извне.
Этот вариант подойдет тем, у кого в штате есть разработчики, либо есть возможность нанять их (и желание ждать, пока все будет реализовано). При таком способе интеграции на стороне бизнес-приложения организуется отправка запросов в API целевого сервиса (в нашем случае — IP-телефонии) и обработка получаемых ответов. Обмен данными, как правило ведется с помощью формата JSON или XML.
Главное преимущество этого способа интеграции бизнес-приложений — гибкость. Вы можете организовать обработку ответов от API сервиса удобным для компании способом, выбирать информацию, с которой будут работать сотрудники, сразу же интерпретировать полученные данные по заданным алгоритмам и т.д. В общем, интеграция по API позволяет настроить взаимодействие тонко, точно в соответствии с пожеланиями пользователя сервиса.
Вариант второй — готовые решения от провайдера и партнеров
Готовые решения (собственные интеграции) — возможность быстро связать бизнес-приложения между собой. Их создают разработчики сервисов, пользователям остается выполнить некоторые настройки в графическом интерфейсе и начать пользоваться. Главный плюс этого варианта — отсутствие необходимости в привлечении программистов. Например, Телфин предлагает собственные интеграции с такими CRM, как:
- Retail CRM.
- Битрикс24.
- amoCRM.
- Creatio.
- Мегаплан.
Но стоит понимать, что готовые решения создаются «с обеих сторон». Например, если говорить о том же «Телфин» собственные интеграции для организации связи с телефонией есть у более чем 50 партнерских продуктов.
Вариант третий — интеграция через коннекторы
Коннекторы ApiХ-Drive, Albato и подобные им — это системы, которые «дружат» с API множества популярных программ и сервисов (например, ApiХ-Drive поддерживает более 240). Для настройки интеграции вы выбираете «источник» данных и «приемник», а также действия (потоки информации), через которые нужно связать системы. Коннектор «смотрит» на API обеих связываемых систем и по заданным правилам организует взаимодействие. Т.е. это своего рода конструктор, позволяющий организовать связь между приложениями (системами) своими силами, без привлечения программистов.
Таким образом интегрировать IP-телефонию с различными корпоративными приложениями можно несколькими способами. Выбирайте удобный для себя и пользуйтесь.